Дело № 2а-172/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Бутурлиновка 02 июля 2021 г.
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Шмигириловой С.А.,
с участием административного истца – прокурора Гридневой Е.С.,
представителя административного ответчика – Костенко В.В.,
представителя Войсковой части 45117 – Шаповал Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с административными исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации об обязании завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка» и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460
«Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил
выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения
разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными
органами исполнительной власти при согласовании проекта решения
об установлении приаэродромной территории». В течение 15 рабочих дней после завершения подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома обеспечить его рассмотрение на предмет соответствия требованиям пунктов 3 и 5 Правил, направление на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории
подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования
объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания
местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения
на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются
ограничения использования объектов недвижимости и осуществления
деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного
самоуправления муниципальных образований, в границах территорий
которых полностью или частично расположена приаэродромная территория. После принятия и утверждения решения обеспечить направление его
копии в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу
решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра
и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных
образований, в границах территории, которых полностью или частично
расположена приаэродромная территория.
В обоснование заявленного требования указано, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона в пределах компетенции проведена проверка исполнения законодательства о боевой готовности войск в части, касающейся обеспечения безопасности полетов на аэродромах государственной авиации по результатам которой, выявлены нарушения при эксплуатации государственного аэродрома «Бутурлиновка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3654590 кв.м., входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, который, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» Минобороны России, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ЦТУИО). Старшим авиационным начальником является командир войсковой части 45117.
Установлено, что во исполнение требований ВК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжений вышестоящих органов военного управления, войсковой частью 45117 проведена работа по подготовке проекта Решения об установлении приаэродромной территории и пояснительной записки к нему по установленной форме в отношении аэродрома «Бутурлиновка».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-Ф3 карта (схема) изображения границ полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон и зоны ограничения строительства по высоте согласована с главой администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области и опубликована на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЭ).
В проекте Решения об установлении приаэродромной территории на приаэродромной территории аэродрома «Бутурлиновка» спланированы к установлению 7 подзон приаэродромной территории. Проект решения и пояснительная записка по определению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка» направлен в вышестоящий орган военного управления (войсковую часть 09436). Однако, в настоящее время, проект решения установленным порядком не утвержден.
Учитывая длительность непринятия мер к устранению выявленных нарушений при установлении приаэродромной территории, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 командиру войсковой части 23326 внесено представление об устранении нарушений закона, а также в связи с возможной волокитой со стороны должностных лиц войсковой части 09436 по согласованию проекта решения об установлении приаэродромной территории, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 проинформирован военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры приаэродромная территория на аэродроме «Бутурлиновка» до настоящего времени не установлена, решение об установлении приаэродромной территории не утверждено.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества,
закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя по поддержанию требований авиационной безопасности при эксплуатации аэродрома «Бутурлиновка», и обязано принять меры к установлению приаэродромной территории на названном аэродроме.
Несмотря на это, до настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации мероприятия по установлению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка», утверждению решения не завершены, что не отвечает требованиям безопасности полетов воздушных судов и может стать причиной авиационных происшествий, причинению вреда здоровью человека и окружающей среде, а также имуществу.
Бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер к установлению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка», влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на авиационную безопасность, а также нарушение их права на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций.
Впоследствии административный истец заявленные исковые требовании уточнил, просил признать незаконными бездействия Министерства обороны РФ, связанное с непринятием мер к установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка»; обязать административного ответчика обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Бутурлиновка», его согласование и принятие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Определением суда от 08.06.2021, вынесенного в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.
Представитель административного истца прокурор Гриднева Е.С., в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ, Костенко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Пояснял, что в настоящее время никакого бездействия со стороны административного ответчика не усматривается, документы все направлены и находятся на рассмотрении, для чего требуется продолжительное временные затраты, соответствующее финансирование, заключение государственных контрактов.
Представитель Войсковой части 45117 Шаповал Д.М. в судебном заседании пояснил, что командиром войсковой части выполнены всё необходимое, бездействие отсутствует, продолжительное время ведется согласование и переписка по данному вопросу, разработано также тактико-техническое задание, которое направлено в армию в 2021 году, в настоящее время находится на утверждении в округе.
Представители ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Войсковой части 09436, администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В материалы дела от ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ представлен письменный отзыв на заявленные требования, указано, что учреждение не является организацией, уполномоченной подготавливать проекты решений об установлении приаэродромных территорий, а также инициировать вопросы установления приаэродромных территорий перед департаментом военного имущества Минобороны России, также просили рассматривать дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с частью статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Согласно п. 2 Правил, решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) в отношении аэродромов государственной авиации принимается Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил, решение включает: а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков); б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) (пункт 4).
Согласно пункта 5 Правил, к проекту решения прилагается пояснительная записка, содержащая следующую информацию: а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (для аэродромов гражданской авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации (для аэродромов государственной авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации (для аэродромов экспериментальной авиации), в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования; в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов; г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека; д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы (пункт 7).
Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение.
Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (далее - уполномоченный федеральный орган) (пункт 8).
Уполномоченный федеральный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта решения с прилагаемой пояснительной запиской рассматривает эти документы и в случае их соответствия требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил направляет проект решения на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (пункт 8).
Указанные заключения должны содержать перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость.
В случае несоответствия проекта решения и прилагаемой пояснительной записки требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил указанные документы возвращаются уполномоченным федеральным органом разработчику, который в течение 15 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает эти документы и повторно представляет в уполномоченный федеральный орган (пункт 10).
Согласование проекта решения или отказ в его согласовании подлежат представлению в уполномоченный федеральный орган в 30-дневный срок со дня поступления проекта решения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае непредставления согласования проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок проект решения считается согласованным (пункт 11).
Судом установлено, что государственный аэродром «Бутурлиновка» расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3654590 кв.м., входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, который, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» Минобороны России, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ЦТУИО). Старшим авиационным начальником является командир войсковой части 45117.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 командиру Войсковой части 23326 внесено представления об устранении нарушений закона №.
В связи с внесенным представлением, Войсковой частью 23326 от 06.11.2020 военному прокурору Воронежского гарнизона сообщено о рассмотрении данного представления на служебном совещании управления соединения и командиров воинских частей соединения и принятии мер к устранению нарушений закона. Также сообщили, что в соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка управления и использования приаэродромной територрии и санитарно-защитной зоны», изготовлена карта (схема) аэродрома Бутурлиновка с полосами воздушных подходов, описанием местоположения границ приаэродромной территории. Командиром войсковой части 45117 (старшим авиационным начальником аэродрома «Бутурлиновка») карта (схема) согласована с администрацией Бутурлиновского района, 22.10.2020 опубликована на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Также из пояснений представителя административного ответчика и материалов дела следует, что в настоящее время командиром войсковой части 45117 проведена работа по подготовке проекта Решения об установлении приаэродромной территории и пояснительной записки к нему по установленной форме в отношении аэродрома «Бутурлиновка», которые размещены на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Кроме того, командиром войсковой части 45117 в 2021 году разработано «Тактико-техническое задание на выполнение работ по установлению пятой и седьмой подзон приаэродромной территории аэродрома государственной авиации «Бутурлиновка», которое в настоящее время находится на утверждении командующего войсками западного военного округа.
Как указывает административный истец, проблемным вопросом остается отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, предусмотренного пунктом 7 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460.
Из представленных в материалы дела письменных возражений Министерства обороны РФ следует, аэродром «Бутурлиновка» является военным имуществом, которое в силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» ограничено в гражданском обороте, имеет специальное назначение, его использование является ограниченным по кругу лиц.
Ввиду определенности круга лиц, пользующихся вышеуказанным зданием, прокурору необходимо доказать, а судом должны были быть исследованы факты:
а) невозможности обращения в суд пользующихся вышеуказанным зданием граждан по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам;
б) обращения пользующихся вышеуказанным зданием граждан в прокуратуру с заявлением по вопросу проведения ремонта;
в) отсутствия возражений пользующихся вышеуказанным зданием граждан против рассмотрения и движения дела.
Доказательств наличия угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при использовании Министерством обороны Российской Федерации указанного прокурором военного имущества не представлено.
Ввиду определенности круга лиц правомочий на заявление указанных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 39 КАС РФ у военного прокурора не имеется.
Однако, суд с указанным доводом административного ответчика согласиться не может, поскольку является необоснованным. Как указывает, административный истец, эксплуатация аэродрома в отсутствие приаэродромной территории осуществляется в нарушение требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судом, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц, включая и гражданское население. Установление приаэродромной территории направлено на регулирование правоотношений собственника аэродрома с другими лицами, не относящихся к Министерству обороны РФ.
Кроме того, административный ответчик указал, что основанием для обращения военного прокурора в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации послужила проведенная им проверка исполнения законодательства о боевой готовности войск в части, касающейся обеспечения безопасности полетов на аэродромах государственной авиации.
Так, для произведения необходимых работ, требующих вложений и затрат, должностные лица военного ведомства должны направить соответствующие заявки на проведение ремонта, указанные заявки через окружные органы военного управления поступают в Департамент строительства Минобороны России и только затем объект включается в титул капитального либо текущего ремонта. В дальнейшем для проведения ремонтных работ заключается государственный контракт.
Также следует принять во внимание, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства.
Лимиты бюджетных обязательств на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам.
Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органами военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции либо сноса объекта.
В свою очередь, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния сооружений, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений, происходящих во времени, в соответствии с положениями ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», включенного Постановлением Правительства Российской Федерации в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Министерству обороны Российской Федерации необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружений объекта.
По результатам обследования составляется техническое заключение, на основе которого заключается государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
Разработано и направлено на утверждение техническое задание на выполнение работ по установлению пятой и седьмой подзон приаэродромной территории аэродромов государственной авиации для последующей разработки проекта решения об установлении зон с особыми условиями использования.
Таким образом, должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка».
Указанные доводы представителем ответчика, суд находит заслуживающими внимания. Из представленных в материалы дела письменных доказательств, как со стороны административного истца, так и со стороны административного ответчика, следует, что Министерством обороны РФ проводится большой объем работы в целях выполнения требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Так, административным ответчиком подготовлен проект решения в соответствии с Правилами, в настоящее время находящийся на согласовании. Войсковая часть 45117 собственных финансовых средств не имеет, в связи с чем, получить самостоятельно санитарно-эпидемиологическое заключение не имеет возможности, требуется финансирование вышестоящих органов, заключение государственных контрактов на выполнение работ по подготовке данного заключения.
Административный ответчик обоснованно указывает на отсутствие с его стороны бездействия, поскольку мероприятия по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка» проводятся в полной мере, для получения санитарно-эпидемиологического заключения установлен определенный алгоритм действий, таких как обследование объекта, составление технического заключения, на основе которого заключается государственный контракт, для чего требуется определенное финансирование, а лимиты бюджетных обязательств на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам.
Согласно пункту 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу части 1 статьи 62 настоящего Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействий Министерства обороны РФ, возложении на него обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд Воронежской области.
Судья А.А.Новикова.
Мотивированное решение
суда изготовлено 16.07.2021.
Дело № 2а-172/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Бутурлиновка 02 июля 2021 г.
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Шмигириловой С.А.,
с участием административного истца – прокурора Гридневой Е.С.,
представителя административного ответчика – Костенко В.В.,
представителя Войсковой части 45117 – Шаповал Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с административными исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации об обязании завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка» и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460
«Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил
выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения
разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными
органами исполнительной власти при согласовании проекта решения
об установлении приаэродромной территории». В течение 15 рабочих дней после завершения подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома обеспечить его рассмотрение на предмет соответствия требованиям пунктов 3 и 5 Правил, направление на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории
подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования
объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания
местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения
на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются
ограничения использования объектов недвижимости и осуществления
деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного
самоуправления муниципальных образований, в границах территорий
которых полностью или частично расположена приаэродромная территория. После принятия и утверждения решения обеспечить направление его
копии в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу
решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра
и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных
образований, в границах территории, которых полностью или частично
расположена приаэродромная территория.
В обоснование заявленного требования указано, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона в пределах компетенции проведена проверка исполнения законодательства о боевой готовности войск в части, касающейся обеспечения безопасности полетов на аэродромах государственной авиации по результатам которой, выявлены нарушения при эксплуатации государственного аэродрома «Бутурлиновка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3654590 кв.м., входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, который, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» Минобороны России, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ЦТУИО). Старшим авиационным начальником является командир войсковой части 45117.
Установлено, что во исполнение требований ВК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжений вышестоящих органов военного управления, войсковой частью 45117 проведена работа по подготовке проекта Решения об установлении приаэродромной территории и пояснительной записки к нему по установленной форме в отношении аэродрома «Бутурлиновка».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-Ф3 карта (схема) изображения границ полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон и зоны ограничения строительства по высоте согласована с главой администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области и опубликована на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЭ).
В проекте Решения об установлении приаэродромной территории на приаэродромной территории аэродрома «Бутурлиновка» спланированы к установлению 7 подзон приаэродромной территории. Проект решения и пояснительная записка по определению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка» направлен в вышестоящий орган военного управления (войсковую часть 09436). Однако, в настоящее время, проект решения установленным порядком не утвержден.
Учитывая длительность непринятия мер к устранению выявленных нарушений при установлении приаэродромной территории, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 командиру войсковой части 23326 внесено представление об устранении нарушений закона, а также в связи с возможной волокитой со стороны должностных лиц войсковой части 09436 по согласованию проекта решения об установлении приаэродромной территории, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 проинформирован военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры приаэродромная территория на аэродроме «Бутурлиновка» до настоящего времени не установлена, решение об установлении приаэродромной территории не утверждено.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества,
закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя по поддержанию требований авиационной безопасности при эксплуатации аэродрома «Бутурлиновка», и обязано принять меры к установлению приаэродромной территории на названном аэродроме.
Несмотря на это, до настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации мероприятия по установлению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка», утверждению решения не завершены, что не отвечает требованиям безопасности полетов воздушных судов и может стать причиной авиационных происшествий, причинению вреда здоровью человека и окружающей среде, а также имуществу.
Бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер к установлению приаэродромной территории на аэродроме «Бутурлиновка», влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на авиационную безопасность, а также нарушение их права на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций.
Впоследствии административный истец заявленные исковые требовании уточнил, просил признать незаконными бездействия Министерства обороны РФ, связанное с непринятием мер к установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка»; обязать административного ответчика обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Бутурлиновка», его согласование и принятие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Определением суда от 08.06.2021, вынесенного в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.
Представитель административного истца прокурор Гриднева Е.С., в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ, Костенко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Пояснял, что в настоящее время никакого бездействия со стороны административного ответчика не усматривается, документы все направлены и находятся на рассмотрении, для чего требуется продолжительное временные затраты, соответствующее финансирование, заключение государственных контрактов.
Представитель Войсковой части 45117 Шаповал Д.М. в судебном заседании пояснил, что командиром войсковой части выполнены всё необходимое, бездействие отсутствует, продолжительное время ведется согласование и переписка по данному вопросу, разработано также тактико-техническое задание, которое направлено в армию в 2021 году, в настоящее время находится на утверждении в округе.
Представители ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Войсковой части 09436, администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В материалы дела от ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ представлен письменный отзыв на заявленные требования, указано, что учреждение не является организацией, уполномоченной подготавливать проекты решений об установлении приаэродромных территорий, а также инициировать вопросы установления приаэродромных территорий перед департаментом военного имущества Минобороны России, также просили рассматривать дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с частью статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Согласно п. 2 Правил, решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) в отношении аэродромов государственной авиации принимается Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил, решение включает: а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков); б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) (пункт 4).
Согласно пункта 5 Правил, к проекту решения прилагается пояснительная записка, содержащая следующую информацию: а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (для аэродромов гражданской авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации (для аэродромов государственной авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации (для аэродромов экспериментальной авиации), в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования; в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов; г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека; д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы (пункт 7).
Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение.
Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (далее - уполномоченный федеральный орган) (пункт 8).
Уполномоченный федеральный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта решения с прилагаемой пояснительной запиской рассматривает эти документы и в случае их соответствия требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил направляет проект решения на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (пункт 8).
Указанные заключения должны содержать перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость.
В случае несоответствия проекта решения и прилагаемой пояснительной записки требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил указанные документы возвращаются уполномоченным федеральным органом разработчику, который в течение 15 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает эти документы и повторно представляет в уполномоченный федеральный орган (пункт 10).
Согласование проекта решения или отказ в его согласовании подлежат представлению в уполномоченный федеральный орган в 30-дневный срок со дня поступления проекта решения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае непредставления согласования проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок проект решения считается согласованным (пункт 11).
Судом установлено, что государственный аэродром «Бутурлиновка» расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3654590 кв.м., входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, который, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» Минобороны России, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ЦТУИО). Старшим авиационным начальником является командир войсковой части 45117.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Воронежского гарнизона 09.10.2020 командиру Войсковой части 23326 внесено представления об устранении нарушений закона №.
В связи с внесенным представлением, Войсковой частью 23326 от 06.11.2020 военному прокурору Воронежского гарнизона сообщено о рассмотрении данного представления на служебном совещании управления соединения и командиров воинских частей соединения и принятии мер к устранению нарушений закона. Также сообщили, что в соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка управления и использования приаэродромной територрии и санитарно-защитной зоны», изготовлена карта (схема) аэродрома Бутурлиновка с полосами воздушных подходов, описанием местоположения границ приаэродромной территории. Командиром войсковой части 45117 (старшим авиационным начальником аэродрома «Бутурлиновка») карта (схема) согласована с администрацией Бутурлиновского района, 22.10.2020 опубликована на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Также из пояснений представителя административного ответчика и материалов дела следует, что в настоящее время командиром войсковой части 45117 проведена работа по подготовке проекта Решения об установлении приаэродромной территории и пояснительной записки к нему по установленной форме в отношении аэродрома «Бутурлиновка», которые размещены на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Кроме того, командиром войсковой части 45117 в 2021 году разработано «Тактико-техническое задание на выполнение работ по установлению пятой и седьмой подзон приаэродромной территории аэродрома государственной авиации «Бутурлиновка», которое в настоящее время находится на утверждении командующего войсками западного военного округа.
Как указывает административный истец, проблемным вопросом остается отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, предусмотренного пунктом 7 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460.
Из представленных в материалы дела письменных возражений Министерства обороны РФ следует, аэродром «Бутурлиновка» является военным имуществом, которое в силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» ограничено в гражданском обороте, имеет специальное назначение, его использование является ограниченным по кругу лиц.
Ввиду определенности круга лиц, пользующихся вышеуказанным зданием, прокурору необходимо доказать, а судом должны были быть исследованы факты:
а) невозможности обращения в суд пользующихся вышеуказанным зданием граждан по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам;
б) обращения пользующихся вышеуказанным зданием граждан в прокуратуру с заявлением по вопросу проведения ремонта;
в) отсутствия возражений пользующихся вышеуказанным зданием граждан против рассмотрения и движения дела.
Доказательств наличия угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при использовании Министерством обороны Российской Федерации указанного прокурором военного имущества не представлено.
Ввиду определенности круга лиц правомочий на заявление указанных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 39 КАС РФ у военного прокурора не имеется.
Однако, суд с указанным доводом административного ответчика согласиться не может, поскольку является необоснованным. Как указывает, административный истец, эксплуатация аэродрома в отсутствие приаэродромной территории осуществляется в нарушение требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судом, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц, включая и гражданское население. Установление приаэродромной территории направлено на регулирование правоотношений собственника аэродрома с другими лицами, не относящихся к Министерству обороны РФ.
Кроме того, административный ответчик указал, что основанием для обращения военного прокурора в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации послужила проведенная им проверка исполнения законодательства о боевой готовности войск в части, касающейся обеспечения безопасности полетов на аэродромах государственной авиации.
Так, для произведения необходимых работ, требующих вложений и затрат, должностные лица военного ведомства должны направить соответствующие заявки на проведение ремонта, указанные заявки через окружные органы военного управления поступают в Департамент строительства Минобороны России и только затем объект включается в титул капитального либо текущего ремонта. В дальнейшем для проведения ремонтных работ заключается государственный контракт.
Также следует принять во внимание, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства.
Лимиты бюджетных обязательств на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам.
Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органами военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции либо сноса объекта.
В свою очередь, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния сооружений, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений, происходящих во времени, в соответствии с положениями ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», включенного Постановлением Правительства Российской Федерации в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Министерству обороны Российской Федерации необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружений объекта.
По результатам обследования составляется техническое заключение, на основе которого заключается государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
Разработано и направлено на утверждение техническое задание на выполнение работ по установлению пятой и седьмой подзон приаэродромной территории аэродромов государственной авиации для последующей разработки проекта решения об установлении зон с особыми условиями использования.
Таким образом, должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка».
Указанные доводы представителем ответчика, суд находит заслуживающими внимания. Из представленных в материалы дела письменных доказательств, как со стороны административного истца, так и со стороны административного ответчика, следует, что Министерством обороны РФ проводится большой объем работы в целях выполнения требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Так, административным ответчиком подготовлен проект решения в соответствии с Правилами, в настоящее время находящийся на согласовании. Войсковая часть 45117 собственных финансовых средств не имеет, в связи с чем, получить самостоятельно санитарно-эпидемиологическое заключение не имеет возможности, требуется финансирование вышестоящих органов, заключение государственных контрактов на выполнение работ по подготовке данного заключения.
Административный ответчик обоснованно указывает на отсутствие с его стороны бездействия, поскольку мероприятия по установлению приаэродромной территории государственного аэродрома «Бутурлиновка» проводятся в полной мере, для получения санитарно-эпидемиологического заключения установлен определенный алгоритм действий, таких как обследование объекта, составление технического заключения, на основе которого заключается государственный контракт, для чего требуется определенное финансирование, а лимиты бюджетных обязательств на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам.
Согласно пункту 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу части 1 статьи 62 настоящего Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействий Министерства обороны РФ, возложении на него обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по обеспечению принятия решения об установлении приаэродромной территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд Воронежской области.
Судья А.А.Новикова.
Мотивированное решение
суда изготовлено 16.07.2021.