Дело № 2-47/2020
24RS0029-01-2019-000799-75
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2020 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижикова О.В.,
с участием истца пом.прокурора Павлюченко М.С.,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Морозову Н.А. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Морозову Н.А. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков, расположенных: <адрес>
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой Козульского района совместно с главным специалистом государственным инспектором по Ачинской группе районов отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО1 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ. № лесозаготовительную деятельность осуществляет Морозов Н.А. на лесных насаждениях <адрес>. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что какие-либо лесозаготовительные работы на данном участке не ведутся, техника для рубки на месте отсутствует. С погрузочных площадок осуществлен вывоз заготовленной древесины. В нарушение требований законодательства очистка мест рубок от порубочных остатков ответчиком не произведена.
В судебном заседании помощник прокурора Козульского района Павлюченко М.С. требования иска поддержал в полном объёме по изложенным в нём основаниям. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Ответчик Морозов Н.А. и представитель третьего лица КГКУ «Козульское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании изложенного, с согласия истца, суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства в соответствии со статьей 233 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Козульского района Павлюченко А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с подп. «г» п. 13 Правил заготовки древесины прилагаемых к Приказу Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» (действовавшие в момент заключения договора) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья). Подпункт 61 указанных Правил указывает на то, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отходы древесины от лесоразработок, включая отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, отходы раскряжевки отнесены приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к отходам при лесоводстве и лесозаготовках.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Козульское лесничество» ФИО2 и Морозовым Н.А. заключён договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которого Морозову Н.А. переданы лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности: <адрес>. В соответствии с п.п.7,8 договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с ее заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующим способом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и подкормки диких животных в зимний период времени в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 23 договора, срок договора устанавливался с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что какие-либо лесозаготовительные работы на деляне ответчика по адресу: <адрес> не ведутся, техника для рубки на месте отсутствует. С погрузочных площадок осуществлен вывоз заготовленной древесины. Очистка указанной лесосеки не произведена на всей площади. После лесозаготовительных работ в указанной лесосеке оставлены завалы из порубочных остатков (вершинной части деревьев). Порубочные остатки разбросаны по всей площади лесосеки, что не соответствует способу очистки лесосек указанной в технологической карте - укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке для темнохвойных насаждений, также порубочные остатки частично сдвинуты к стене леса. До настоящего времени очистка мест рубок от порубочных остатков ответчиком не произведена. К акту приложена фототаблица с фотографиями деляны ответчика.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, а также условий договора от 03.08.2018г.
Несоблюдение норм природоохранного законодательства влечёт нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде её захламления и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям. Поскольку порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства, такие отходы должны быть убраны установленным законом и договором от 03.08.2018г. способом.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из указанного следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.
Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории государства, так как в силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в случае удовлетворения искового заявления взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика составляет 300 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Козульского района суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Морозову Н.А. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков удовлетворить.
Обязать Морозова Николая Александровича произвести очистку места рубки от порубочных остатков, расположенных: <адрес>
Взыскать с Морозова Николая Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Козульский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения. Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а так же лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в месячный срок со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 16.01.2020г.