Решение по делу № 2-6170/2016 от 12.08.2016

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

19.09.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.09.2016

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя истца ФИО1ФИО2,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в очереди на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», в котором просит восстановить истца в очереди военнослужащих на получение жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 23 года. В 1994 году истцу и членам его семьи – супруге ФИО2, дочери ФИО4 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Указанная квартира находилась в военном городке, а в 1996 году <адрес> квартире был присвоен статус служебного жилья. Перед увольнением с военной службы истец собрал все необходимые документы, представил в войсковую часть 61918 заявление о постановке в очередь, нуждающихся в получении жилья в установленном порядке. Однако, в 2013 году на свое обращение истец получил отказ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по причине отсутствия доказательств нахождения истца на учете. Такое решение ответчика истец полагает незаконным, нарушающим его жилищные права.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО2 исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что истец готов сдать занимаемую им квартиру в <адрес> при предоставлении ему постоянного жилья.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что исковые требования не могут быть удовлетворены, так как истцом не представлены доказательства признания его до увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в установленном в тот период времени порядке. Кроме того, истец и члены его семьи в настоящее время проживают в квартире общей площадью 58,83 кв.м, ответчик не располагает сведениями о присвоении этой квартире статуса служебного жилья, следовательно, истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. С учётом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части 65349 с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 23 года.

Истец, его супруга ФИО2, их дочь ФИО6 проживают по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на основании ордера, выданного ему Чернореченской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ.

Жилых помещений в собственности у истца и членов его семьи не имеется.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием документов, подтверждающих его постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения, согласно порядку, действовавшему в период увольнения ФИО1 с военной службы.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).

При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до увольнения с военной службы, обратился с рапортом к командиру войсковой части 61918, в котором просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении его с военной службы с исключением из списков личного состава войсковой части, но с оставлением в списках очередников на получение жилья для постоянного проживания.

В листе беседы, составленном при увольнении ФИО1 с военной службы указано о том, что истец был согласен с исключением его из списков личного состава войсковой части с оставлением в списках очередников для получения жилья для постоянного проживания.

При этом согласно выписке из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части 65349 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** аттестационной комиссией было принято решение ходатайствовать об увольнении ФИО1 с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников для получения жилого помещения для постоянного проживания.

В выписке из приказа командующего 2 гвардейской армией от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1 с военной службы указано о том, что ФИО1 жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Кроме того, в выписке из приказа командира войсковой части 65349 от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что ФИО1 исключается из списков личного состава войсковой части с оставлением в списках очередников для получение жилого помещения для постоянного проживания.

Из указанных документов следует, что истец был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения. Таким образом, на момент увольнения истца военное ведомство признавало за ним право состоять на учете по линии Министерства обороны Российской Федерации для получения постоянного жилья.

В связи с изложенным, ввиду отсутствия доказательств того, что в последующем уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о снятии истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений, ФИО1 подлежит восстановлению на таком учете.

При этом подлежат отклонению приведенные в судебном заседании представителем ответчика доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска в виду обеспеченности истца жилым помещением площадью по нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно п. 15 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

В силу п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, действующей в настоящее время, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Таким образом, наличие у военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы в пользовании по договору социального найма жилого помещения, предоставленного ему по месту прохождения службы, не может являться основанием для отказа ему в реализации права на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Истец не выразил отказа в сдаче занимаемого жилья в случае предоставления ему для постоянного проживания жилого помещения в избранном месте жительства. Освободить занимаемое по договору социального найма жилое помещение, предоставленное военнослужащему ранее по месту службы, последний обязан непосредственно при предоставлении жилья в избранном месте жительства. В судебном заседании представитель истца пояснила, что истец готов освободить квартиру в <адрес> при предоставлении ему жилого помещения для постоянного проживания.

В связи с изложенным суд полагает заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в очереди на получение жилья удовлетворить.

Возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-6170/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Агафонов М.А.
Ответчики
ФГУ "Центррегионжилье"
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
12.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2016Передача материалов судье
15.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2016Судебное заседание
19.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее