Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Ильинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах Волкова А. В. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Петрозаводского городского округа,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Петрозаводска в интересах Волкова А.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя председателя Законодательного собрания РК Петеляевой И.В. о нарушении жилищных прав Волкова А.В., ходе которой установлено, что заявителю принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> доли находится в собственности его матери Луккаревой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире произошёл пожар, огнём повреждены крыльцо, входная дверь, пол, стены, перекрытия квартиры, причина пожара - поджог. Волков А.В. обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему жилого помещения маневренного фонда в связи с пожаром в принадлежащей ему квартире, однако вопрос о предоставлении заявителю жилья до настоящего времени не решён, другим жилым помещением Волков А.В. не обеспечен. В заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признано возможным проведение капитального ремонта принадлежащей заявителю квартиры. Выводы комиссии сделаны на основании заключения оценщика ООО «Петро Эксперт» ФИО1, который свидетельства о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений не имеет. Между тем согласно справке отдела надзорной деятельности г.Петрозаводска УНД ГУ МЧС РФ по РК в результате пожара помещения квартиры заявителя значительно повреждены огнём на общей площади около 35 кв.м. Кроме того, в нарушение требований закона в состав межведомственной комиссии не был включен представитель ГУ МЧС РФ по РК. С учётом изложенного прокурор полагает, что администрацией Петрозаводского городского округа нарушен порядок принятия оспариваемого решения, что свидетельствует о его незаконности. Также прокурор указывает на то, что при признании принадлежащего Волкову А.В. жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заявитель мог бы быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и претендовать на его получение, однако возможности реализовать своё право в настоящее время не имеет. Прокурор просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в отношении жилого помещения № в доме № по адресу: <адрес>, признать незаконным пункт № 1 постановления главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора города Петрозаводска Елисеев А.А. в судебном заседании заявление поддержал.
Волков А.В. и его представитель Крылов А.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству заявителя, в судебном заседании заявление поддержали.
Заинтересованное лицо Луккарева Н.А. в судебном заседании заявление поддержала.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Аникина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Волкову А.В. в размере <данные изъяты> доли в праве и Луккаревой Н.А. в размере <данные изъяты> доля в праве. ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире произошёл пожар, в результате которого помещение квартиры и имущество, находившееся в нём, значительно повреждены огнём на общей площади около 35 кв.м. Предполагаемая причина пожара – поджог. Заключением межведомственной комиссии при администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в соответствии с проектным заключением ООО «ПетроЭксперт» признано возможным проведение капитального ремонта спорной квартиры с целью приведения утраченных в процессе пожара характеристик жилого помещения и после их завершения продолжение процедуры оценки. Собственнику квартиры рекомендовано решить вопрос о ремонте общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> на общем собрании в соответствии с нормами действующего законодательства. Пунктом 1 постановления администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии признана необходимость и возможность проведения капитального ремонта в спорной квартире с целью приведения утраченных в процессе пожара характеристик жилого помещения и после их завершения продолжение процедуры оценки.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 02 июля 2012 года N 3184 утверждён Административный регламент администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Заявителями муниципальной услуги являются наниматели жилых помещений, собственником которых является Петрозаводский городской округ, и собственники жилых помещений, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, а также орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления администрации Петрозаводского городского округа о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и заключения комиссии или уведомление заявителя об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 18 апреля 2006 года N 893 "Об установлении порядка работы комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" создана межведомственная комиссия с участием представителей соответствующих государственных структур и подведомственных администрации организаций.
В состав комиссии был включен заместитель начальника территориального отдела Государственного пожарного надзора г.Петрозаводска, в настоящее время представитель ГУ МЧС РФ по Республике Карелия.
В судебном заседании установлен и не оспаривается представителем администрации Петрозаводского городского округа тот факт, что в нарушение установленного порядка сотрудник ГУ МЧС РФ по Республике Карелия участия в заседании межведомственной комиссии не принимал.
При принятии оспариваемого заключения межведомственная комиссия рассмотрела в качестве проектного Заключение № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта ООО «Петро Эксперт» ФИО1. о том, что жилые помещения спорной квартиры не соответствуют их основным техническим данным, на дату оценки не соответствует нормам проживания в данном помещении, требуется проведение капитального ремонта основных несущих конструкций дома и квартиры в целом.
Между тем, согласно ст. 47 Градостроительного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 19.11.2008 N 864, приказу Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений являются видами работ по подготовке проектной документации, для проведения которых эксперт должен иметь свидетельство о допуске к таким видам работ. Как следует из представленных прокурором пояснений эксперта, свидетельства о допуске к обследованию строительных конструкций зданий и сооружений ФИО1 не имеет.
При постановлении решения суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в п. 25 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которым при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе соблюдён ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Проанализировав обстоятельства дела, положения действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого заключения межведомственной комиссией было допущено существенное несоблюдение установленного порядка работы комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку в комиссии не принимал участие представитель органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. К работе в комиссии не привлекались квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, на основании заключения которых можно было бы сделать вывод о возможности и целесообразности проведения работ по капитальному ремонту спорной квартиры.
При таких обстоятельствах требования прокурора города суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, следует признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в отношении жилого помещения № в доме № по адресу: <адрес> и соответственно пункт 1 постановления администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании указанного заключения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора города Петрозаводска удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в отношении жилого помещения № в доме № по адресу: <адрес>.
Признать незаконным пункт 1 постановления администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко