Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-422/2020 ~ М-147/2020 от 30.01.2020

№ 2-422/2020

УИД 26RS0012-01-2020-000241-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2020 года                                            г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре судебного заседания Гороховой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФИО2 о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края обратилось в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФИО2 о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом.

В обоснование заявленных исковых требований, истцом указано следующее.

В государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ставропольского края (далее по тексту - Управление ПФР) 15.09.2011 года с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратилась ответчица ФИО2, предоставив при этом справку серии МСЭ-2011 , выданную филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ставропольскому краю» (далее - бюро МСЭ). Согласно указанной справке ответчику 12.09.2011 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

На основании указанных документов решением начальника Управления ПФР гражданин ФИО2 с 20.10.2011 года была назначена пожизненно ежемесячная, денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».

Из бюро МСЭ в Управление 21.09.2011 года поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2011 согласно которой ответчик ФИО2 с 12.09.2011 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

Ответчик ФИО2 15.09.2011 года также обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке решением Управления ПФР ответчику ФИО2 была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы 2 группа ограничения способности к трудовой деятельности».

Согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее — Отделение ПФР) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы

                по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 28.08.2017 года ), стало известно, что дела освидетельствования ответчика в архиве ФКУ ГБ МСЭ не имеется, сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2011 , выданных бюро МСЭ, на основании которых ФИО2 были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю от 12.09.2011 года имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес - ФИО2, <адрес>, год рождения 1959, акт освидетельствования , повторно, группа инвалидности до освидетельствования - 2, группа инвалидности после освидетельствования - 2, причина инвалидности - общ.заболевания, срок инвалидности- на 1 год, до 01.10.2012 года, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2011 гражданке ФИО2, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что ответчик не проходил медикосоциальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при обращении в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.

Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику, пенсии с 01.09.2017 года в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Считают, что ФИО2 незаконно получила: с 12.09.2011 года по 18.02.2014 года пенсия по инвалидности, в сумме 242 531 рубля 44 копейки, за период с 15.09.2011 года по 31.08.2017 года ежемесячная денежная выплата в сумме 150 800 рублей 82 копейки.

Просит суд:

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серия МСЭ-2011 от 12.09.2011 года и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2011 от 12.09.2011 года выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым ФИО2, 19,02.1959 года рождения, уроженке <адрес>, Грузинской ССР, зарегистрированной: <адрес> установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Взыскать с ФИО2 в пользу Управления ПФР незаконно полученные пенсию по инвалидности за период с 12.09.2011 года по 18.02.2014 года пенсию по инвалидности в сумме 242 531 рубля 44 копеек, за период с 15.09.2011 года по 31.08.2017 года ежемесячную денежную выплату в сумме 150 800 рублей 82 копейки.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ставропольскому краю» исключить из информационного ресурса информацию о признании ФИО2 инвалидом.

Представитель истца Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кисловодску Ставропольского края (межрайонное) – ФИО5, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела. Представила суду заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» ФИО3 О.А. представила в суд письменные возражения, относительно удовлетворения заявленных исковых требований, в которых просит суд принять решение на усмотрение суда, а также представила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медикосоциальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медикосоциальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессиональнотрудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами: б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п.6 данных Правил наличие одного из указанных в п.5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 названных Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медикосоциальную экспертизу. Как следует из пп. 15 - 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Таким образом, для проведения медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 года № 77 или направление на медикосоциальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 года № 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медикосоциальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебнопрофилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медикосоциальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 года № 535 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.09.2005 года № 6998), которые применялись до 05.04.2010 года к основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

    степень - незначительные нарушения;

    степень - умеренные нарушения;

    степень - выраженные нарушения;

    степень - значительно выраженные нарушения.

    К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

    способность к самообслуживанию;

    способность к самостоятельному передвижению;

    способность к ориентации;

    способность к общению;

    способность контролировать свое поведение;

    способность к обучению;

    способность к трудовой деятельности.

    При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

    Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

    Критерием для установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

    Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

    способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

    способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

    способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

    способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);

    способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий); способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

    В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

    Из вышеприведенных законоположений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.

    Результатом проведения медико-социальной экспертизы является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).

    Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года, в период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 15.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

    Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

    В соответствии с ФЗ № 385-ФЭ от 22.11.2016 года «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, получающим пенсию по инвалидности в январе 2017 года была выплачена единовременная выплата в размере 5000 рублей.

    Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.2 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ).

    Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ № 400-ФЗ).

    Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

    Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

    В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

    Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствие недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как установлено в судебном заседании, в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ставропольского края (далее по тексту - Управление ПФР) 15.09.2011 года с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратилась ответчица ФИО2, предоставив при этом справку серии МСЭ-2011 , выданную филиалом № 1 Федерального государственного учреждения «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ставропольскому краю» (далее - бюро МСЭ). Согласно указанной справке ответчику 12.09.2011 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

На основании указанных документов решением начальника Управления ПФР гражданин ФИО2 с 20.10.2011 года была назначена пожизненно ежемесячная, денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».

Из бюро МСЭ в Управление 21.09.2011 года поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2011 согласно которой ответчик ФИО2 с 12.09.2011 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

Ответчик ФИО2 15.09.2011 года также обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке решением Управления ПФР ответчику ФИО2 была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы 2 группа ограничения способности к трудовой деятельности».

Согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее — Отделение ПФР) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 28.08.2017 года ), стало известно, что дела освидетельствования ответчика в архиве ФКУ ГБ МСЭ не имеется, сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2011 , выданных бюро МСЭ, на основании которых ФИО2 были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю от 12.09.2011 года имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес - ФИО2, <адрес>, год рождения 1959, акт освидетельствования , повторно, группа инвалидности до освидетельствования - 2, группа инвалидности после освидетельствования - 2, причина инвалидности - общ.заболевания, срок инвалидности - на 1 год, до 01.10.2012 года, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2011 гражданке ФИО2, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что ответчик не проходил медикосоциальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при обращении в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.

Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику, пенсии с 01.09.2017 года в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, ФИО2 незаконно получила: с 12.09.2011 года по 18.02.2014 года пенсию по инвалидности, в сумме 242 531 рубля 44 копейки, за период с 15.09.2011 года по 31.08.2017 года, ежемесячная денежная выплата в сумме 150 800 рублей 82 копейки.

В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 года -р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов (далее - ФРИ) являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам;

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

Иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.

Согласно этапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», с 01.01.2017 года поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов являются:

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Федеральная служба по труду и занятости;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.

Сервис информирования инвалида, который будет доступен зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре (на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг) пользователям, будет включать в себя информацию из ФРИ, предоставленную ведомствами-поставщиками данных - в первую очередь от МСЭ, ФСС, ПФР.

Через сервис информирования граждане, признанные инвалидами, смогут отслеживать исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации, видеть актуальные размеры назначенных социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования в МСЭ и срок, на который установлена инвалидность.

Следовательно, органам Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.

Учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд исходя из того, что ответчиком ФИО2 не представлено доказательств прохождения ею в установленном порядке медико-социальной экспертизы, а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у ФИО2, являющееся основанием для установления 2 группы инвалидности по общему заболеванию, бессрочно, что свидетельствует о незаконном получении ФИО2 справки МСЭ, без проведения освидетельствования. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ФИО2 не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании недействительными с момента выдачи справки серии МСЭ-2011 об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования ФИО2, признанной инвалидом серии МСЭ-2011 от 12.09.2011 года.

Принимая во внимание безосновательное получение ФИО2 справки МСЭ-2011 об установлении инвалидности 2 группы по общему заболеванию, бессрочно, а также недобросовестность в ее действиях, суд приходит к выводу о взыскании с последней незаконно полученной пенсии по инвалидности за период с 12.09.2011 года по 18.02.2014 года пенсии по инвалидности в сумме 242 531 рубль 44 копейки, за период с 15.09.2011 года по 31.08.2017 года ежемесячной денежной выплаты в сумме 150 800 рублей 82 копейки, а также об удалении информации о признании ФИО2 инвалидом органам Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФИО2 о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом, - удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серия МСЭ-2011 от 12.09.2011 года и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2011 от 12.09.2011 года выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым ФИО2, 19,02.1959 года рождения, уроженке <адрес>, Грузинской ССР, зарегистрированной по адресу: <адрес> установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Взыскать с ФИО2 в пользу Управления ПФР незаконно полученную пенсию по инвалидности за период с 12.09.2011 года по 18.02.2014 года пенсию по инвалидности в сумме 242 531 рубля 44 копеек, за период с 15.09.2011 года по 31.08.2017 года ежемесячную денежную выплату в сумме 150 800 рублей 82 копейки.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ставропольскому краю» исключить из информационного ресурса информацию о признании ФИО2 инвалидом.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 марта 2020 года

Председательствующий судья                                         В.А. Емельянов

2-422/2020 ~ М-147/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ-УПФР по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края (межрайонное)
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Министерства труда и социальной защиты РФ
Алиханова Тина Захарьевна
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Емельянов Виктор Анатольевич
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
13.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее