Дело №2-2297/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2015 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Пислевиче М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелестова Н.Н. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шелестов Н.Н. обратился в суд с иском к администрации <адрес>, с учетом уточнения требований (л.д.23) просил обязать ответчика предоставить ему по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.<адрес> лот 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования истец мотивировал тем, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Б. умерла <данные изъяты>, отец Шелестов Н.И. решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен в отношении него родительских прав. Оставшись без попечения родителей, он сначала воспитывался в детском доме, а затем обучался в профессиональном училище. Еще в период нахождения в государственном учреждении работники детского дома гарантировали ему после окончания детского дома постановку на учет и получение жилого помещения вне очереди как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, однако после окончания обучения и пребывания в детском доме он был выпущен без средств социальной поддержки, кроме того узнал, что работники детского дома не приняли мер к постановке на очередь с целью обеспечения его жильем. В 2009году он поступил в Хакасский политехнический колледж, который не окончил, после чего устроился на работу в <адрес> и стал снимать жилье в аренду. С 2010года он неоднократно обращался к специалистам отдела опеки администрации <адрес> по вопросу постановки его на учет для обеспечения его жильем, однако ему пояснили, что документы в процессе работы были утрачены и необходимо собрать новый пакет документов. В 2013году он поступил в ПУ-61 <адрес>, стал проживать в общежитии учебного заведения и вновь обратился в органы опеки <адрес> по вопросу обеспечения его жильем, предоставил новый пакет документов. <адрес>вой комиссии в 2013году он был поставлен на соответствующий учет для предоставления жилого помещения, однако жильем до настоящего времени не обеспечен.
В судебном заседании Шелестов Н.Н. исковые требования полностью поддержал, дополнительно суду пояснив, что изначально с родителями проживал на территории <адрес> в жилом доме родителей отца, в нем же состоит до настоящего времени на регистрационном учете. Своего собственного жилья родители не имели, в связи с чем при получении статуса сироты жилого помещения за ним не закреплялось. В период с 2004 по 2009годы он проживал в государственных учреждениях, находился на полном государственном обеспечении. В 2009году обучался в колледже, но его не окончил, в течении 2011-2013года проживал на съемных квартирах в <адрес>, в 2013году вернулся в <адрес>, поступил в ПУ-61, в котором обучается по настоящее время, в этом году его заканчивает.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила возражения на иск (л.д.31), в которых просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В возражениях указала, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Шелестову Н.Н. жилого помещения не имеется. Истец в 2013году в установленном законом порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указанный список формируется в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений данной категорией лиц и ведется Министерством образования и науки Красноярского края. По состоянию на 01.01.2015год в указанный список включено 4162 человека, из них 139 человек по г.Минусинску. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке очередности. Ежегодно на эти цели Министерством образования и науки Красноярского края администрации г.Минусинска в рамках заключенного соглашения выделяются денежные средства на приобретение указанной категории лиц жилых помещений. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000года «О защите прав ребенка». Согласно этому закону предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.30) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Управления образования администрации г.Минусинска Собецкая Т.В., действующая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований, суду пояснив, что изначально сбором документов в отношении истца занимались специалисты администрации Минусинского района, поскольку он был выявлен на их территории и в 2013году он был поставлен на соответствующий учет в Министерстве образования и науки Красноярского края для обеспечения жильем на территории Минусинского района. Позже, на основании заявления истца он был включен в список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещения на территории г.Минусинска.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Шелестов Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец Х. решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен в отношении него родительских прав, при этом жилого помещения за истцом не закреплялось. Истец проживал с родителями в <адрес>, в доме родителей отца, где и состоит по настоящее время на регистрационном учете. Своего собственного жилья родители истца не имели. В период с 2004года по 2009год истец проживал в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении. После окончания в 2009г. средней школы продолжил обучение в Хакасском политехническом колледже и на период обучения проживал в общежитии учебного заведения. Обучение не окончил, в период с 2011 года по 2013год проживал в <адрес> на съемных квартирах, в 2013году вернулся в <адрес>, стал снимать жилье в аренду и трудоустроился. В этом же году поступил в ПУ-61 в <адрес>, проживает в общежитии учебного заведения по месту учебы девушки, с которой состоит в фактических брачных отношениях. 18.12.2013г. решением краевой комиссии истец был включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся в жилье на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в Министерство образования и науки <адрес> заявление о предоставлении ему жилого помещения на территории <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ Шелестов Н.Н. поставлен на учет нуждающихся в жилье на территории г.Минусинска, по списку его номер 1917. До настоящего времени жильем Шелестов Н.Н. не обеспечен. Своего собственного жилого помещения истец не имел и не имеет, проживает в общежитии в <адрес>, где и зарегистрирован по месту жительства.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, паспортом истца, свидетельством о смерти Б., решением Минусинского городского суда от 02.11.2004года, ответами Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 3476, от 25.06.2014г.№ 75-7910, от ДД.ММ.ГГГГ № на заявления истца, ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АГ-807 на заявление истца от 23.04.2014года, сообщением Минусинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Шелестовым Н.Н.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Шелестова Н.Н. являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что истец поставлен на учёт лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, не может свидетельствовать о том, что его права не нарушены, так как жилым помещением он до настоящего времени фактически не обеспечен, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность предоставления его ему администрация <адрес> суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Шелестову Н.Н. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 18.06.2015г.