дело № 2-1876/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2017 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Петрович Е.В., с участием представителя ответчика Поддубной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинкевич Г,И. к Государственному учреждению – Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Шинкевич Г.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: взыскать с Государственного учреждения - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в его пользу компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации в размере 18 550 руб., госпошлину в размере 742 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что сын истца являлся инвалидом, имел право на обеспечение его техническим средством реабилитации креслом-коляской с ручным приводом, которое он приобрел самостоятельно. 3 августа 2016 года сын скончался. Поскольку истец является наследником Шинкевич Ю.Г., он обратился к ответчику за выплатой самостоятельно приобретенного средства технической реабилитации, однако ему было отказано. Вышеуказанные денежные средства вошли в состав наследственной массы.
Истец Шинкевич Г.И. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетом об смс-оповещении, причин не явки не сообщил.
Представитель ответчика Поддубная Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям изложенным в отзыве.
Неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу в порядке заочного производства.
Одновременно участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью участвующего в деле лица, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства, против которого представитель ответчика не возражал.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 6 статьи 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела сын истца Шинкевич Ю.Г. обратился с заявлением к ответчику о возмещении расходов связанных с приобретением технического средства реабилитации кресло-коляски с ручным приводом на основании товарного чека, кассового чека.
Согласно сообщения ФСС РФ от 03.11.2016 г. по заявлению Шинкевич Ю.Г. на выплату денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, поступившему 27 июля 2016 г. принято решение о выплате денежной компенсации в размере 18 550 рублей.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от 08.02.2017 г. следует, что Шинкевич Г.И. является наследником имущества Шинкевич Ю.Г., которое состоит из денежной компенсации за самостоятельное приобретенное средство реабилитации в сумме 18 550 рублей.
Согласно ответа ФСС РФ от 10.03.2017 г. по рассмотрению заявления Шинкевич Г.И. ему отказано в осуществлении компенсационной выплаты в связи с тем, что переход права на данную выплату не предусмотрен действующим ГК РФ.
Данный отказ суд находит не законным на основании следующего.
В соответствии со ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Из анализа статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.
Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.
Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.
Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.
В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида, однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В данном случае установлено судом и подтверждается материалами дела, что при жизни Шинкевич Ю.Г. на основании поданного им заявления ФСС было принято решение о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и определен их размер.
Принятие такого решения влечет обязанность уполномоченного органа по выплате указанной компенсации. Следовательно, неполучение Шинкевич Ю.Г. при жизни по не зависящим от него причинам данной компенсации влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.
Требования о выплате сумм на основании п.1 ст.1183 ГК РФ должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено судом истец обратился с заявлением к ответчику о выплате компенсационных сумм в феврале 2017 года, то есть по истечении четырех месяцев со дня открытия наследства 03.08.2016 г.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требованиями, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1183 ГК РФ, требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства, данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит, доказательств обратного стороной истца суду не предоставлено и в материалах дела не имеется.
О применении срока исковой давности было заявлено представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех имеющихся доказательств.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Шинкевич Г.И.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шинкевич Г.И. Государственному учреждению – Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение в окончательной форме составлено 20 июля 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова