Дело № 2-606/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года с. Раевский РБ
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кондрашова М.С., при секретаре судебного заседания Мухаметшиной Р.М., с участием истца Кашаевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашаевой Г.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании решения об отказе в установлении пенсии и обязании ответчика включить периоды работы в льготный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
установил:
Кашаева Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ, в котором просит:
- признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альшеевском районе Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным в части;
- обязать ответчика включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в льготный стаж в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца) работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медицинским пунктом <адрес> ремонтно-технического предприятия.
В обоснование иска указано, что решением ГУ – УПФ РФ в Альшеевском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. В льготный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности заведующей медицинским пунктом <адрес> ремонтно-технического предприятия. Считает решение ответчика в части незаконным, подлежащими зачету в льготный стаж в льготном порядке (1 год за 1 год 3 месяца). При принятии на работу в качестве заведующей медицинским пунктом РТП принималась фельдшером, так как закончила медицинское училище по данной специальности. Была произведена запись в трудовую книжку. В то время пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, утвердившим Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, в этот же период действовали, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства. А также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с данным Постановлением, работа в РТП заведующей медицинским пунктом подходит для исчисления в льготном порядке наравне с другими периодами работы. Истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждения РТП, по образованию фельдшер, может выполнять данную работу. Факт работы в должности заведующей медицинским пунктом на данном предприятии подтвержден трудовой книжкой и архивной справкой. Истица выполняла работу фельдшера: оказывала медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием больных сотрудников предприятия, оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, выполняла врачебные назначения, подготавливала больных к приему врача, участвовала в диспансеризации населения, организовывала и проводила санитарно-просветительскую работу и т.д.. В соответствии с вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Ссылка в оспариваемом решении на то обстоятельство, что должности заведующей медицинским пунктом не отнесены к категории среднего медицинского персонала, предусмотренного данным Постановлением, считает несостоятельными. В законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения, действовавшим до 01.12.2008г., в соответствии с которым должность заведующего медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу. В период работы истца в медицинском пункте действовало Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере (Приложение № 2 к приказу Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973г. № 566). В таких случаях необходимо применять аналогию права, поскольку была должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, то по аналогии считать, что имело место должность заведующего медицинским пунктом – фельдшера. Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности пункта не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью. Характер работы за весь период трудовой деятельности истца не менялся и неполное наименование должности в приказах, в отдельные периоды её трудовой деятельности (как заведующей медицинским пунктом), не должно ограничивать право на пенсионное обеспечение истца, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истица Кашаева Г.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Указала, что работала заведующей здравпукта в РТП Башсельсозтехника. Кроме нее в медпункте никого не было, она была и медсестра и фельдшер. С 07 час. до 09 час. она проводила предрейсовые осмотры водителей, потом с 09 час. до 16 час. Вела прием больных, делала перевязки, была аптека, в которой продавала лекарства. Работала каждый день с понедельника по пятницу. Какие либо курсы повышения квалификации не проходила. Был свой медицинский кабинет, который относился к РТП. Если у рабочих были травмы, перевязывала и сопровождала до больницы.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В отзыве, представленном на исковое заявление указано, что ответчик исковые требования истца о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии и обязании ответчика включить периоды работы в льготный стаж в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца) работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медицинским пунктом <адрес> ремонтно-технического предприятия не признает, считает их безосновательными. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях. На день обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) специальный трудовой стаж лечебной деятельности, исчисляемому как лицу, осуществляющему деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности, составил 20 лет 05 месяцев 27 дней. В стаж лечебной деятельности не засчитан период работы в качестве заведующей медицинским пунктом <адрес> ремонтно-технического предприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. (3 года 10 месяцев 26 дней), поскольку наименование должности и наименование организации не предусмотрены Перечнями должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями № 1397 от17.12.1959г., № 464 от 06.09.199г1г. и № 781 от 29.10.2002г. Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ., приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №-к истица принята на работу в качестве заведующей медицинским пунктом РТП с ДД.ММ.ГГГГ., Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №-К уволить в порядке перевода зав. здрав. пунктом с ДД.ММ.ГГГГ Согласно архивной копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №-к ФИО5 принята на работу в качестве заведующей медицинским пунктом РТП с ДД.ММ.ГГГГ.. Согласно личной карточке формы Е-2 наименование должности – зав. здрав. пунктом, место работы – а/парк. Правовые основания для включения в стаж лечебной деятельности спорного периода работы в должности заведующей медицинским пунктом отсутствуют, поскольку организация, в которой протекала деятельность в спорный период, не является учреждением здравоохранения, наименование должности также не соответствует спискам. В соответствии со Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению о труде работников здравоохранения РФ, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995г. № 35), медицинский пункт предприятия не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входил в состав поликлиники или амбулатории, в связи с чем, период работы истицы в должности заведующей медицинским пунктом не подлежит включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Право на назначение трудовой пенсии по старости предоставляется исключительно работникам учреждения, а работодатель учреждением не является. Таким образом правовые основания для удовлетворения исковых требования о признании незаконным части решения УПФР, обязании включить спорный период в стаж лечебной деятельности, отсутствуют.
Суд, выслушав истицу, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кашаева Г.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альшеевском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альшеевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГг. № в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа медицинской деятельности (л.д. 13-16).
В специальный страховой стаж не включен оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 месяцев 26 дней) работы в качестве заведующей медицинским пунктом <адрес> ремонтно-технического предприятия.
Согласно записям в трудовой книжке серии № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО5 (Кашаева) Г.А. ДД.ММ.ГГГГ. принята в ремонтно-техническое предприятие – фельдшером – заведующая здравпунктом;
ДД.ММ.ГГГГ. уволена в порядке перевода согласно ст. 29 п. 5 в <адрес> ЦРБ;
ДД.ММ.ГГГГ. принята в порядке перевода на должность медсестры детского отделения <адрес> ЦРБ;
ДД.ММ.ГГГГ. переведена на должность зав. <адрес> фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер, продолжает работать по настоящее время (л.д. 18019).
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда муниципального унитарного предприятия «<адрес> райсельхозтехника» муниципального района <адрес> в приказах руководителя по личному составу за 1990, 1994 годы имеется:
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к, где значится: «принять на работу ФИО5 в качестве заведующей медицинским пунктом РТП с ДД.ММ.ГГГГг. Оклад 105 руб. в месяц. Основание: заявление, копия приказа ЦРБ».
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №-К, где значится: «Уволить с работы зав. здрав. пунктом в порядке перевода согласно ст. 29 п. 5 ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГг. Основание: заявление, письмо <адрес> ЦРБ».
Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кашаевой Г.А. по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ. стаж (учитываемый для целей назначения пенсии) 30 лет 8 месяцев 28 дней, стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости – 21 год 3 месяца 6 дней (л.д. 22-25).
Свидетели ФИО9, ФИО10, допрошенные в ходе судебного заседания по ходатайству истца, показали, что являлись работниками <адрес> РТП, работали в период работы истицы в медицинском пункте предприятия. Истица работала фельдшером, проводила предрейсовые осмотры водителей, оказывала медицинскую помощь работникам предприятия, вела амбулаторный прием больных сотрудников предприятия, оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях и т.д..
Из указанных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Между тем <адрес> ремонтно-техническое предприятие не относится к категории лечебно-профилактических или санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи, с чем период работы Кашаевой Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности заведующей медицинским пунктом <адрес> РТП не подлежит включению в специальный стаж Кашаевой Г.А. для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Каких-либо доказательств того, что здравпункт <адрес> РТП являлся учреждением здравоохранения, либо структурным подразделением учреждения здравоохранения суду не представлено.
Таким образом, при разбирательстве дела в суде не нашел подтверждения факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лечебном учреждении, либо структурном подразделении лечебного учреждения, в связи с чем, суд пришел к выводу, что данная работа не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кашаевой Г.А. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии и обязании ответчика включить периоды работы в льготный стаж в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца) работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медицинским пунктом Чишминского ремонтно-технического предприятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись М.С. Кондрашов
Копия верна судья: М.С. Кондрашов
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.