Гражданское дело № 2-183/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2012 года а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.,
при секретаре Шебзуховой С.Х.,
с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И.,
представителей ответчика - Правительства Карачаево-Черкесской республики - Биджиева Д.Х-А., Гутякуловй М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Филоненко С.Г. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к отделу образования администрации Ногайского муниципального района, Правительству КЧР и Министерству финансов КЧР о признании бездействия отдела образования администрации Ногайского муниципального района незаконным и обязании отдела образования администрации Ногайского муниципального района за счет казны Карачаево-Черкесской Республики выплатить Филоненко С.Г. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Филоненко Светланы Геннадьевны о признании бездействия отдела образования администрации Ногайского муниципального района незаконным и обязании отдела образования администрации Ногайского муниципального района за счет казны Карачаево-Черкесской Республики выплатить Филоненко С.Г. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за период с 12.05.2010г. по 22.09.2010г. в размере <данные изъяты> рублей, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой КЧР проведена проверка по обращению Филоненко С.Г. о нарушении ее прав, связанных с невыплатой компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся ей как педагогическому работнику, проживающей и работающей в сельской местности. Проведенной проверкой установлено, что Филоненко С.Г. как работнику МДОУ «Д\С Солнышко» постоянно проживающей в <адрес> полагаются компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, однако с 12.05.2010г. по 22.09.2010г. Филоненко С.Г. выплаты не производились.
Согласно представленным документам, перед Филоненко С.Г. за указанный период 2010 года образовалась задолженность по возмещению расходов, связанны с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ст. 72 пунктам «б», «е», «ж» Конституции РФ общие вопрос образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Просил суд признать бездействие отдела образования администрации Ногайского муниципального района незаконным. Обязать отдел образования администрации Ногайского муниципального района за счет казны Карачаево-Черкесской Республики выплатить Филоненко С.Г. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за период с 12.05.2010г. по 22.09.2010г. в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И. дополнила исковые требования, согласно которых была уточнена сумма задолженности перед Филоненко С.Г. по возмещению расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, так как справками отдела образования администрации Ногайского муниципального района данная сумма задолженности уменьшена, относительно первоначальных требований. Просила признать бездействие отдела образования администрации Ногайскогшо муниципального района незаконным и обязать отдел образования администрации Ногайского муниципального района за счет казны карачаево-Черкесской республики выплатить Филоненко С.Г. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающей и работающей в сельской местности за период с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года в размере <данные изъяты> рублей.
Гражданка Филоненко С.Г., в интересах которой Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с защитой ее прав, в судебное заседание не явилась, суд считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика- Правительства Карачаево-Черкесской республики Биджиев Д.Х-А. в судебном заседании измененные исковые требования прокурора Адыге-Хабльского района КЧР признал в части. Признав право Филоненко С.Г. как педагогического работника на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а так же согласившись с периодом и размером взыскания с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и что данная сумма, должна быть взыскана с отдела образования администрации Ногайского муниципального района, а не за счет казны Карачаево-Черкесской Республики. Считает, что в результате бездействия отдела образования администрации Ногайского муниципального района, не подавшей заявки на оплату данных мер социальной поддержки педагогическим работникам, Федеральным бюджетом Правительству Карачаево-Черкесской Республики не были предоставлены субсидии на данные выплаты, в связи с чем, ответственность по данному иску должна быть возложена на казну Ногайского муниципального района. Возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, работающим и проживающим в сельской местности, в спорный период является расходным обязательством Российской Федерации, а у казны Карачаево-Черкесской Республики нет денег на эти цели. Не возражает против удовлетворения измененных исковых требований прокурора и взыскания в пользу Филоненко С.Г. задолженность по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Однако, в части взыскания данной суммы за счет казны Карачаево-Черкесской Республики не согласен и просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель ответчика- Правительства Карачаево-Черкесской республики Гутякулова М.К. поддержала доводы изложенные представителем Правительства КЧР Биджиевым Д.Х-А. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика- Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и представитель третьего лица- Министерства образования и науки КЧР в суд не явились, представили письменное ходатайство, где просят суд рассмотреть данное дело без участия их представителей и требования прокурора к казне КЧР считают не состоятельными и доводы Правительства КЧР относительно иска поддерживают.
Представитель ответчика Отдела образования администрации Ногайского муниципального района, извещенный должным образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела в судебное заседание не явился, однако неявка не является препятствием для рассмотрения данного дела.
Выслушав доводы помощника прокурора, мнение представителей ответчика, письменные возражения не явившихся сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В данном случае исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Филоненко С.Г. связаны с защитой ее прав по обеспечению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, полагающихся ей как педагогическому работнику, работающей и проживающей в сельской местности, что подтверждается справками МДОУ «Д\С Солнышко».
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Филоненко С.Г. проживает в <адрес> и работает воспитателем в МДОУ «Д\С Солнышко» с 08 февраля 2010 года, следовательно по своему статусу она относится к педагогическому работнику образовательного учреждения, проживающей и работающей в сельской местности.
Бездействие отдела образования администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в неисполнении требований указанных в данном решении законов нарушают гарантированные законодательством Российской Федерации права педагогических работников на получение субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Оспаривая исковые требования, представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в возражениях ссылаются на нормы законодательства, исследованные в судебном заседании, которые подтверждают обоснованность исковых требований прокурора Адыге-Хабльского района и никоим образом не опровергают их законность.
Обсуждая ходатайство представителя ответчика о применении сроков исковой давности к заявленным истцом требованиям, приняв во внимание доводы старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора о том, что оснований для применения сроков исковой давности не имеется в связи с тем, что исковые требования прокурора Адыге-Хабльского района связаны с имущественным - денежным возмещением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках, (посёлках городского типа), и на эти требования распространяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГПК РФ.
Кроме того, прокурору Адыге-Хабльского района как истцу о нарушении прав Филоненко С.Г., связанных с невыплатой ему компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, стало известно в результате проверки произведенной в декабре месяце 2011 года, в связи с чем, суд отклоняет данное ходатайство как необоснованное и не соответствующее требованиям ст. ст. 196, 199ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определяемых абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (абзацы 25 и 26 ст. 6 БК РФ - межбюджетные отношения и трансферты).
Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года №322-О-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06 мая 2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации, в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона КЧР от 12 мая 2010 г. №32-Р3 «О внесении изменений в Закон КЧР от 29 декабря 2009 года №92-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики» возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме.
Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 июля 2010 года Закон КЧР от 12 мая 2010 г. №32-Р3 «О внесении изменений в Закон КЧР от 29 декабря 2009 года №92-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 22 сентября 2010 года №30-Г10-11 решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 июля 2010 года оставлено без изменения.
Таким образом, законодательство о предоставлении мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников в форме денежной компенсации действовало с 20.05.2010 года по 22.09.2010 год.
Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: «регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации» (согласно абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 52 от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 названного выше Закона «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года №377 утверждены правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельны категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с п. 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Согласно п. 3 указанных Правил, Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в п.2 настоящих Правил цели.
Приказом Министерства Финансов РФ от 25.07.2003 года №68-н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 года, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании».
Согласно справки Отдела образования Ногайского муниципального района Филоненко С.Г. действительно работает воспитателем в МДОУ «Д\С Солнышко» и задолженность выплат по коммунальным услугам за 2010 год составила в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе за электроэнергию <данные изъяты> рублей и газ <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.
Также не может быть произведено взыскание расходов по оплате коммунальных услуг с казны Ногайского муниципального района, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установлены законом Карачаево-Черкесской Республики и является расходным обязательством субъекта, принявшего данный нормативный акт, то есть Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании, суд считает достаточными для удовлетворения исковых требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 20 ░░░ 2010 ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░░ 2010 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░-░.░.