Дело № 2-573/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
прокурора –помощника Фурмановского межрайонного прокурора Шахова Д.А.,
истца Сергеевой Е.Ю.,
представителя ответчика – Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Прозоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Сергеевой Е.Ю., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, третьи лица Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Правительство Ивановской области, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Сергеевой Е.Ю., обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Исковые требования обоснованы тем, что в Фурмановскую межрайонную прокуратуру обратилась Сергеева Е.Ю. по вопросу нарушения ее жилищных прав. По заявлению Сергеевой Е.Ю. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Сергеева Е.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав на воспитание дочери. Сергеева Е.Ю. в установленном порядке принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. получала образование, находилась на полном государственном обеспечении. После окончания обучения Сергеева Е.Ю. вынуждена проживать в квартире своего опекуна ФИО 1, имеет временную регистрацию в доме своих знакомых. Сергеева Е.Ю. жилых помещений на праве собственности, ином законном основании не имеет, вынуждена проживать в съемном жилом помещении. Сергеева Е.Ю. обращалась в Администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, в чем истцу было отказано. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе при обращении к нему граждан обратиться в суд с заявлением о защите свобод и законных интересов граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. Просит возложить на Администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области обязанность предоставить Сергеевой Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения.
Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Шахов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С учетом того, что ответчик будет приобретать жилое помещение после выделения ему на эти цели денежных средств Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области, считала возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Истец Сергеева Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Сергеева Е.Ю. обращалась с просьбой предоставить ей жилое помещение, в чем истице было отказано. В настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в доме своего знакомого, поскольку регистрация необходима для трудоустройства, зарегистрироваться в квартире своей бабушки не может, поскольку на это не дают согласия другие сособственники. В настоящее время истец работает в <адрес>, там снимает квартиру, после предоставления квартиры в г. Фурманов намерена вернуться жить и работать в Ивановскую область, поскольку ей материально тяжело снимать квартиру в <адрес>. Проживать в жилом помещении, закрепленном за истцом постановлением органов местного самоуправления не может, поскольку в комнате проживает отец истца, с которым у истца сложились неприязненные отношения, кроме того, комната находится в непригодном для проживания состоянии. В случае удовлетворения заявленных требований считала справедливым и разумным предоставить ответчику срок до <ДД.ММ.ГГГГ> для исполнения решения суда.
Представитель ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Прозорова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, оглашенном в судебном заседании и приобщенном судом к материалам гражданского дела (л.д. 128-130). Дополнительно обращала внимание суда, что у Администрации отсутствуют жилые помещения и денежные средства на их приобретение в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у Администрации имеются неисполненные обязательства перед иными лицами, состоящими на учете. Субвенции на цели приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа выделены и потрачены на исполнение решения суда по другому гражданскому делу. Срок указанный истцом для исполнения решения суда считает неразумным. Считают, что смогут предоставить жилое помещение не ранее конца <ДД.ММ.ГГГГ>
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области Коровкин М.В., извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 175), возражал против удовлетворения заявленных исковых требований на основании письменных возражений, которые были оглашены в судебном заседании и приобщены судом к материалам гражданского дела (л.д. 97-99).
Представитель третьего лица Правительства Ивановской области Коровкин М.В., извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело его отсутствие (л.д. 174), возражал против удовлетворения заявленных исковых требований на основании письменного отзыва, который был оглашен в судебном заседании и приобщен судом к материалам гражданского дела (л.д. 107-109).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. обращалась к Фурмановскому межрайонному прокурору с просьбой провести проверку по факту нарушения ее жилищных прав, по обращению Сергеевой Е.Ю. была проведена прокурорская проверка (л.д. 7).
Согласно свидетельству о рождении и сообщению Фурмановского районного филиала комитета Ивановской области ЗАГС в архиве имеется запись акта <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о рождении Сергеевой Е.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, ее родителями являются ФИО 2 и ФИО 3 (л.д. 18, 151).
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, ФИО 2 лишен родительских прав в отношении дочери Сергеевой Е.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения (л.д. 23).
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, ФИО 3 лишена родительских прав в отношении дочери Сергеевой Е.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения (л.д. 22).
Постановлением Главы администрации г. Фурманова и Фурмановского района от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> ФИО 1 назначена опекуном над несовершеннолетней Сергеевой Е.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. За несовершеннолетней Сергеевой Е.Ю. закреплена регистрация и право проживания по адресу: <адрес> (л.д. 17, 88-89).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение <№> (ранее комната <№>), находится в муниципальной собственности Фурмановского муниципального района, что подтверждается соответствующими выписками (л.д. 84, 85) и имеет общую площадь 17,6 кв.м.
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,6 кв.м., с <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирован ФИО 2, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> была зарегистрирована Сергеева Е.Ю., с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО 4, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО 1, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО 5 (л.д. 12, 80, 83).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ФИО 6 (1/4 доля), ФИО 1 (1/2 доля), и ФИО 7 (1/4 доля), квартира имеет общую площадь 44,9 кв.м. (л.д. 177-184).
Согласно поквартирной карточке в квартире по адресу: <адрес>, с <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирована ФИО 1, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> была зарегистрирована Сергеева Е.Ю. (л.д. 81, 82).
Из показаний свидетеля ФИО 1 следует, что Сергеева Е.Ю. проживает в квартире по адресу: <адрес>, остальные сособственники квартиры отказали ФИО 1 в регистрации Сергеевой Е.Ю. в данной квартире.
Согласно сообщению ОГБПОУ <данные изъяты> Сергеева Е.Ю. обучалась в образовательном учреждении с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> по очной форме обучения, отчислена в связи с завершением обучения, в период учебы находилась на полном государственном обеспечении, на период обучения общежитие не предоставлялось (л.д. 76).
Согласно сообщению ФГБОУ <данные изъяты> Сергеева Е.Ю. обучалась в образовательном учреждении с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> по очной форме обучения, отчислена в связи с завершением обучения, в период учебы находилась на полном государственном обеспечении, на период обучения предоставлялось общежитие (л.д. 65), Сергеева Е.Ю. была зарегистрирована в общежитии по месту пребывания (л.д. 136-142).
Согласно адресной справке УМВД России по Ивановской области и свидетельству о регистрации по месту пребывания Сергеева Е.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, на срок с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 10, 153). Указанное жилое помещение находится в собственности ФИО 8, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 112-115).
Согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области в собственности Сергеевой Е.Ю. объектов недвижимого имущества на территории РФ не имеется (л.д. 53, 103,161).
<ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. обращалась в Администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением, в котором просила предоставить ей жилое помещение, поскольку она является сиротой и ей негде жить (л.д. 11 оборот).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Администрация Фурмановского муниципального района отказала Сергеевой Е.Ю. в предоставлении жилого помещения, рекомендовала обратиться в Департамент социальной защиты населения Ивановской области (л.д. 14).
Согласно выписке из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> номер в очереди Сергеевой Е.Ю. по Ивановской области - <№>, по Фурмановскому городскому поселению - <№> (л.д. 43).
Сергеева Е.Ю. была поставлена на соответствующий учет на основании информации ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от <ДД.ММ.ГГГГ>, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (л.д. 102-105).
Ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными п законами нормами.
Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения содержится и в ст.ст. 8 и 8.8. Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».
Согласно п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ст. 5 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Ивановской области.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области.
Согласно п. 6 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 8.1 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот). Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.
Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Установление нормы предоставления законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно решению Совета Фурмановского городского поселения Третьего Созыва от 27.12.2016 г. № 42 учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена 10 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления общей площади жилого помещения для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма установлена 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан - 20 кв.м. общей площади жилого помещения (л.д. 87).
Судом установлено, что Сергеева Е.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО 2 и ФИО 3 лишены родительских прав в отношении дочери Сергеевой Е.Ю. решениями Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ> и от <ДД.ММ.ГГГГ> соответственно. С <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируемом Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, и не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями. С <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. обучалась в ОГБОУ <данные изъяты>, где отсутствует общежитие, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. обучалась в ФГБОУВО <данные изъяты> проживала в общежитии. Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области Сергеева Е.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Сергеева Е.Ю. Администрацией Фурмановского муниципального района Ивановской области жилым помещением не обеспечена. За Сергеевой Е.Ю. Постановлением Главы администрации г. Фурманова и Фурмановского района от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> закреплено право на проживание и регистрация в жилом помещении по адресу: <адрес>, комната <№>, в настоящее время жилое помещение <№>, жилой площадью 17,6 кв.м. Решением органов местного самоуправления учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Сергеева Е.Ю. была зарегистрирована в данном жилом помещении до <ДД.ММ.ГГГГ>, в настоящее время в жилом помещении зарегистрирован отец Сергеевой Е.Ю. – ФИО 2, лишенный родительских прав на воспитание дочери, поскольку жилое помещение, которое закреплено за Сергеевой Е.Ю. является комнатой в общежитии, общая и жилая площадь помещения составляет 17,6 кв.м., даже если Сергеева Е.Ю. в настоящее время заселится в закрепленное за ней жилое помещение, Сергеева Е.Ю. будет обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, поскольку на каждого члена ее семьи будет приходиться менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания Сергеевой Е.Ю. в жилом помещении, в котором она ранее была зарегистрирована и которое закреплено за ней Постановлением органа местного самоуправления. Жилых помещений на праве собственности Сергеева Е.Ю. не имеет. Указанное в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства и законодательства Ивановской области является основанием для предоставления Сергеевой Е.Ю. органом местного самоуправления городского поселения, на территории которого находится ее место жительства, в данном случае - Администрацией Фурмановского муниципального района, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определяя площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Сергеевой Е.Ю. суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено Сергеевой Е.Ю. по нормам, установленным органом местного самоуправления, для одиноко проживающих граждан – не менее 20 кв.м. общей площади жилого помещения.
Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку исходя из требований ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Сергеева Е.Ю. имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, т.к. своего жилья на праве собственности не имеет, нанимателем и членом семьи нанимателя не является, в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. <ДД.ММ.ГГГГ> Сергеева Е.Ю. достигла возраста 18 лет, в <ДД.ММ.ГГГГ> закончила обучение в учебном заведении, предоставляющем своим ученикам общежития. По достижению Сергеевой Е.Ю. 18-летнего возраста органы местного самоуправления были обязаны обеспечить Сергееву Е.Ю. жилым помещением. Сергеева Е.Ю. обращалась к ответчику с просьбами предоставить ей жилое помещение, отвечающее требованиям закона, однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая, что субвенции бюджету Фурмановского городского поселения на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам социального найма в <ДД.ММ.ГГГГ> выделены в размере <данные изъяты> рублей, на плановый период <ДД.ММ.ГГГГ> выделено <данные изъяты>, <ДД.ММ.ГГГГ> - <данные изъяты>, что следует из таблицы № <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ОЗ «Об областном бюджете на <ДД.ММ.ГГГГ> и на плановый период <ДД.ММ.ГГГГ>», отсутствие в муниципальной собственности Фурмановского муниципального района в настоящее время жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены Сергеевой Е.Ю., отсутствие в бюджете Фурмановского муниципального района денежных средств на данные цели, считает разумным и справедливым установить ответчику срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ> В случае, если исполнение решения суда в указанный срок окажется затруднительным, ответчик не лишен права обратиться в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки его исполнения в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Сергеевой Е.Ю., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>, предоставить Сергеевой Е.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, однократно, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 20 кв.м., на территории Фурмановского городского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ___________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>.