Дело № 12-21/2018
РЕШЕНИЕ
р.п. Лебяжье, Курганская область 15 июня 2018 г.
Судья Лебяжьевского районного суда Курганской области Чайкин В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Егорова Юрия Викторовича на постановление заведующего сектором государственного охотничьего надзора по восточной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использованию животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Ушакова С.Н. № 16-07-42/57 от 10 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области № 16-07-42/57 от 10 мая 2018 г.
Егоров Юрий Викторович,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>
привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Егоров обратился с жалобой об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку он являлся участником мероприятия по выявлению лиц, осуществляющих незаконную охоту. В ходе данного мероприятия у гражданина Филиппова изъята туша кабана, перевозка которой осуществлялась в связи с непредвиденными обстоятельствами.
В судебном заседании защитник Егорова – адвокат Сарсакеева С.Т., требования об отмене постановления поддержала по доводам жалобы.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Старков А.Ю. в судебном заседании с жалобой не согласился, постановление должностного лица считал законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют нарушения правил охоты, не указанные в диспозициях ч. 2 ст. 7.11, ч.ч. 1.2, 1,3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под охотой в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Согласно п. «д» п. 3.2 ст. 3 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке.
Транспортировка продукции охоты и ее реализация производится при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана соответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению. В случае если в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указана норма допустимой добычи более одной особи охотничьих животных в день либо не указано конкретное количество особей охотничьих животных или норма допустимой добычи в сезон, транспортировка соответствующей продукции охоты осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов без отметки о добыче на его оборотной стороне (ст. 4 Правил охоты).
В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
Привлекая Егорова к административной ответственности, должностное лицо установил в его действиях наличие состава административного правонарушения в связи с нарушениями Правил охоты.
Данные выводы должностного лица являются правильными, а соответствующие доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку транспортировка продукции охоты, как самостоятельное действие, в силу положений Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и Правил охоты приравнивается к охоте, то совершение указанного действия в отсутствие предусмотренных действующим законодательством документов, дающих право на осуществление транспортировки продукции охоты, является нарушением Правил охоты, следовательно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таких документов Егоровым не представлено.
Вопреки доводам жалобы, привлечение Филиппова к уголовной ответственности за незаконную добычу охотничьих ресурсов – одного самца кабана, не исключает наличие в действиях Егорова состава вменяемого административного правонарушения.
В статье 2 Федерального закона 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» регламентирована цель регулирования отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания – обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды провозглашена в ст. 2
Статьей 16 указанного Федерального закона регламентировано, что Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 9 Положения о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» должностные лица органов государственного надзора, помимо прав, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды», имеют право изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную от них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке.
Как указывает в своей жалобе Егоров, он являлся участником рейда с целью выявления нарушений правил охоты, в ходе которого у лица, осуществившего незаконную охоту, была изъята туша кабана.
Вместе с тем, в деле отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие проведение такого рейда, участие в нем Егорова и изъятие туши кабана по правилам, предусмотренным действующим законодательством.
Так, в соответствии с п. 2 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, а также порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утв. Приказом Минприроды России от 13 июля 2017 г. № 404, плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка плановые (рейдовые) задания оформляются в соответствии с приказами (распоряжениями) руководителей (заместителей руководителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, или Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора).
Плановое рейдовое задание должно содержать, в том числе, информацию о привлекаемых к данному мероприятию лиц.
Документы по изъятию туши кабана, как это предусмотрено Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также Акт о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий подписанный всеми лицами, принявшими участие в соответствующих осмотрах, обследованиях (с указанием расшифровки подписи), как это регламентировано Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, которые могли свидетельствовать о законности действий Егорова по транспортировке туши кабана, в дело не представлены.
Иных доказательств, подтверждающих законность транспортировки Егоровым туши кабана, ни должностному лицу, ни судье не представлено.
Такими доказательствами не могут являться и противоречивые объяснения Алексеева, Козлова и Егорова, данные ими в ходе расследования уголовного дела в отношении Филиппова, поскольку в объяснениях от 12 февраля 2018 г. они указывали, что не смогли догнать преследуемый автомобиль, а тушу кабана обнаружили на дороге. В объяснениях, приобщенных в дело об административном правонарушении, указывают, что тушу кабана изъяли у Филиппова.
Кроме того, из показаний сотрудника ГИБДД Иванова следует, что при остановке автомобиля были даны пояснения о том, что туша кабана добыта при контрольном отстреле с целью регулирования численности.
С учетом изложенных обстоятельств, законность транспортировки Егоровым туши кабана не подтверждена, в связи с чем постановление должностного лица о привлечении Егорова к административной ответственности, является законным, само постановление соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения Егорова к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф Егоровым уплачен.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заведующего сектором государственного охотничьего надзора по восточной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использованию животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Ушакова С.Н. № 16-07-42/57 от 10 мая 2018 г. о привлечении Егорова Юрия Викторовича к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Егорова Юрия Викторовича – без удовлетворения.
Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Курганский областной суд Курганской области путем подачи жалобы (представления) через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Судья В.В. Чайкин