Дело № 2-2777/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Баженовой Д.А.
С участием представителя ответчика Ларичева С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епифанцева Виктора Захаровича к УВД Амурской области, МВД России о восстановлении нарушенного права на начислении пенсии с учетом районного коэффициента 1.3, понуждении производить исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,3,-
УСТАНОВИЛ:
Епифанцев В.З. обратился в суд с данным иском к ответчику, в обоснование которого указал, что с является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, получает пенсию с *** на основании Закона от *** ***, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Согласно данному Закону, пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию с учетом районного коэффициента. При проведении расчетов выплаты пенсии УВД Амурской области до *** применялся районный коэффициент в размере 1,3, а с *** по настоящее время стал применяться районный коэффициент 1,2. который применяется при исчислении пенсии до настоящего времени. Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного при назначении пенсии. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,3.
Определением Благовещенского городского суда от *** для участия в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
Истец Епифанцев В.З., представитель соответчика МВД России судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса
Представитель УВД по Амурской области - Ларичев С.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что изначально истцу была назначена пенсия с районным коэффициентом 1,2, уменьшение данного размера районного коэффициента истцу не производилось. До настоящего времени соответствующего правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации о размере районного коэффициента не принято, продолжают действовать правовые акты бывшего Союза ССР, где в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тынденского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Повышенный районный коэффициент 1,3 был уставлен на основании Постановления Главы администрации Амурской области от *** года № ***, согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, либо за счет средств местных бюджетов по решению органов государственного управления. Районный коэффициент 1,3, установленный Органом государственной власти субъекта РФ, не является единым районным коэффициентом и применяться при исчислении пенсии пенсионерам МВД РФ не может, поскольку выплата пенсий им производиться за счет средств федерального бюджета. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения представителя УВД по Амурской области, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается расчетом на пенсию за выслугу лет, что Епифанцев В.З. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации и получателем пенсии за выслугу лет с ***.
Как установлено судом, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете его пенсии до ***. Между тем, с *** истцу был установлен районный коэффициент 1,2, который применяется при расчете пенсии ответчиком до настоящего времени. Служба истца до увольнения на пенсию проходила в районах Амурской области, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что истцом не оспаривалось.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно Закону от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (№ ГКПИ 00-505).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии с *** районный коэффициент в размере 1,2 был применен обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.
Рассматривая доводы истца о том, что пересмотр размера пенсии в связи с уменьшением районного коэффициента нарушает его права на получение пенсии в полном размере, суд находит их ошибочными.
В силу ст.55 Закона РФ *** от *** при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с ***, ответчик был вправе привести размер осуществляемых истцу выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии на основании положений ст.55 Закона РФ *** от ***.
Учитывая, что установление размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Епифанцева В.З. о восстановлении его нарушенного права на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,3 следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Епифанцеву Виктору Захаровичу в удовлетворении исковых требований к УВД Амурской области, МВД России о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1.3, понуждении производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней.
Судья Матюханова Н.Н.