дело № 2а-121/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зея 12 февраля 2019 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области к Тарасову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
Тарасов А.А. в период с 4 декабря 2014 года по 8 декабря 2016 года имел статус индивидуального предпринимателя.
За период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в срок до 24 декабря 2016 года ответчику надлежало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 18159,71 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 3562,1 рублей.
В связи с неисполнением этой обязанности страхователю направлено требование от 23 ноября 2017 года об уплате недоимки по страховым взносам и пени, начисленной как на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся до 1 января 2016 года, так и на недоимку по страховым взносам за 2016 год, которое ответчиком исполнено частично.
26 декабря 2018 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилось в суд с иском о взыскании с Тарасова А.А. недоимки по страховым взносам за 2016 год и пени за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года, с учетом исполнения требований просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 10333,94 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 3562,1 рублей, пеню на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 1606,66 рублей, пеню на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 628,02 рублей.
Ответчик Тарасов А.А. уточненные исковые требования признал в полном объеме.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Таким образом, административный иск подан органом контроля за уплатой страховых взносов - МИФНС России № 4 по Амурской области, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, подписан уполномоченным лицом - начальником указанного учреждения.
По общему правилу, установленному абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из требования налогового органа об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 23 ноября 2017 года, имеющегося в материалах гражданского дела № 2-2497/2018 по заявлению МИФНС России № 4 по Амурской области к Тарасову А.А. о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, срок его исполнения истекал 29 декабря 2017 года, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции 25 июня 2018 года, то есть в установленный законом срок, после вынесения 23 июля 2018 года мировым судьей определения об отмене судебного приказа 26 декабря 2018 года обратился в суд с административным иском о взыскании указанной недоимки. Таким образом, срок на обращение в суд административным истцом соблюден.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (здесь и далее - действовавшего в период образования недоимки по страховым взносам).
В силу ч.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Таким образом, законодательством на индивидуального предпринимателя возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Такая обязанность у указанных страхователей возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах (ч.1).
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 26%, увеличенное в 12 раз (п.1 ч.1.1 ст.14, п.1 ч.2 ст.12).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст.14, п.3 ч.2 ст.12).
Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч.3 ст.14).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (ч. 4.1 ст.14).
Согласно ст. 16 ФЗ-212 от 24 июля 2009 года расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 данного Закона (ч. 1). Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2). Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3). В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится им не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (ч.1). До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 данного Закона (ч.3). Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (ч.5). В случае пропуска указанного срока орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (ч.5.4). Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.5.5).
Требование об уплате страховых взносов направляется плательщику страховых взносов при наличии у него недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором он состоит на учете, в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ст.22 ФЗ-212 от 24 июля 2009 года).
В силу ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Тарасов А.А. в период с 4 декабря 2014 года по 8 декабря 2016 года имел статус индивидуального предпринимателя.
За период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в срок до 24 декабря 2016 года ответчику надлежало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 18159,71 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 3562,1 рублей.
В связи с неисполнением этой обязанности страхователю направлено требование от 23 ноября 2017 года об уплате в срок до 29 декабря 2017 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 18159,71 рублей и пени за несвоевременную уплату этого взноса в сумме, начисленной на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся до 1 января 2016 года, и на недоимку по страховым взносам за 2016 год, в сумме 15785,74 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3562,1 рублей и пени за несвоевременную уплату этого взноса, начисленной на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся до 1 января 2016 года, и на недоимку по страховым взносам за 2016 год, в сумме 648,96 рублей, которое ответчиком исполнено частично.
26 декабря 2018 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилось в суд с иском о взыскании с Тарасова А.А. недоимки по страховым взносам за 2016 год и пени за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года, с учетом исполнения требований просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 10333,94 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 3562,1 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 1606,66 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 628,02 рублей.
Расчет размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, произведенный органом контроля за уплатой страховых взносов, проверен судом, с учетом внесенных ответчиком платежей является верным.
При таких данных требование истца о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 10333,94 рублей и страховым взносам за 2016 год на обязательное медицинское страхование в сумме 3562,1 рублей подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку обязанность по уплате указанных взносов за 2014-2016 годы ответчиком в установленный законом срок не исполнена, постольку в соответствии со 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, ст.75 НК РФ с ответчика подлежит взысканию пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 1606,66 рублей, пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 628,02 рублей, расчёт пени за указанные периоды истцом произведён правильно.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, п. 6 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При таких данных суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и начисленные на них пени подлежат взысканию на счета соответствующих фондов.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ в случае удовлетворения административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, а также п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 645 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать с Тарасова А.А., проживающего по адресу: <адрес>,
в Пенсионный фонд Российской Федерации 11940 рублей 60 копеек, в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 10333 рублей 94 копеек, пеню на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 1606 рублей 66 копеек;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4190 рублей 12 копеек, в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2016 года по 8 декабря 2016 года в сумме 3562 рублей 10 копеек, пеню на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 4 декабря 2014 года по 1 ноября 2017 года в сумме 628 рублей 02 копеек.
Взыскать с Тарасова А.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 645 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня оглашения.
Судья Е.В. Охотская