№2а-2418/2020
10RS0011-01-2020-002276-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Перешиваловой Э.И., Кивелевой Н.И., Кивелевой В.И. к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Перешивалова Э.И., Кивелева Н.И., Кивелева В.И. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что истцам решением административного ответчика от 09.12.2019 года, далее уточненным письмом от 22.01.2020 года, было отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу <адрес>. Иск мотивирован тем, что в соответствии с завещанием Кивелева И.И. от 23.08.1999 истцы являются его наследниками в отношении, в том числе, следующего имущества: жилого дома с хозяйственными постройками 1961 года возведения, находящегося по адресу: <адрес>. По Свидетельству о праве на наследство по завещанию от 01.06.2000 наследственное имущество в соответствии с Завещанием от 23.08.1999 состоит из жилого дома, находящегося в <адрес>, с надворными строениями и сооружениями: бревенчатым хлевом, дощатым сараем, бревенчатой баней, дощатым сараем, гаражом и туалетом, железобетонным колодцем. Состав построек и сооружений, входящих в состав жилого дома, подтверждается техническим паспортом жилого дома, из которого усматривается, что в состав домовладения включены описанные выше объекты, в том числе баня. Баня располагается вне земельного участка, сформированного под жилым домом, находится на удалении от дома. Истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность в порядке п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ земельного участка, сформированного под строением бани. Оспариваемое решение обосновано тем, что право собственности истцов на здание бани не оформлено, сведения о таком объекте капитального строительства в ЕГРН отсутствуют. Указанное решение нарушает права истцов. Истцы просят признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений РК по отказу в предоставлении в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве собственности каждому) гражданам РФ Кивелевой В.И., Перешиваловой Э.И., Кивелевой Н.И. земельного участка с кадастровым номером №№, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: Земли населённых пунктов, площадь -1100 кв. м., разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, выраженные в письме № 30476/12.4-21 от 09.12.2019 года; обязать Министерство имущественных и земельных отношений РК устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов путем предоставления в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве собственности каждому) гражданам РФ Кивелевой В.И., Перешиваловой Э.И., Кивелевой Н.И. земельного участка с кадастровым номером № №.
В судебном заседании административные истцы не участвовали, о рассмотрении дела извещены, представитель истцов по доверенности Кацнельсон Е.Л. иск поддержал.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия представителя в суд не направило, о рассмотрении дела извещено, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском не согласно.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Иск подан в суд в установленный законом срок.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
Из материалов дела следует, что 11.11.2019 г. административные истцы обратились в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №. По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов Министерством было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 09.12.2019 г. № 30476/12.4-21, из которого следует, что возведение на земельном участке только вспомогательного объекта, при наличии государственной регистрации права собственности на него, не влечет возникновение права на приобретение в собственность земельного участка в порядке ст. 39.20 ЗК РФ. Вторым основанием для отказа в предоставлении земельного участка является его расположение в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Письмом административного ответчика от 22.01.2020 года №1325/124-4 второе указанное в письменном ответе основание отозвано в связи с уточнением информации о границах санитарной зоны.
Оспариваемое решение вынесено полномочным лицом, оформлено в установленном законом порядке. Срок рассмотрения заявления истца не нарушен. По существу решение отвечает требованиям закона.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17, п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, сооружения, регламентировано ст. 39.20 ЗК РФ. В соответствии с п. 1 указанной статьи исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность или аренду только для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Установлено, что в соответствии с завещанием Кивелева И.И. от 23.08.1999 истцы являются его наследниками в отношении, в том числе, жилого дома с хозяйственными постройками 1961 года возведения, находящегося по адресу: <адрес>. По Свидетельству о праве на наследство по завещанию от 01.06.2000 наследственное имущество в соответствии с Завещанием от 23.08.1999 состоит из жилого дома, находящегося в <адрес>, с надворными строениями и сооружениями: бревенчатым хлевом, дощатым сараем, бревенчатой баней, дощатым сараем, гаражом и туалетом, железобетонным колодцем. Состав построек и сооружений, входящих в состав жилого дома, подтверждается техническим паспортом жилого дома, из которого усматривается, что в состав домовладения включены описанные выше объекты, в том числе баня (литер Г в «Таблице 1» Справки № 020791, литер Г в Разделе «Характеристика строений и сооружений» Технического паспорта, инв. № 235).
14.01.2008 года между административными истцами и Администрацией Пряжинского муниципального района заключены договоры купли-продажи долей в праве на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сформированный под жилым домом, принадлежащим истцам. Здание бани как объекта вспомогательного назначения в указанный сформированный земельный участок не вошло.
Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 05.08.2014 года утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 2100 кв.м., сведения об объекте внесены в государственный кадастр недвижимости.
Перешивалова Э.И., Кивелева Н.И., Кивелева В.И. испрашивают предоставление земельного участка в общую долевую собственность как собственники объекта капитального строительства (бани), принадлежащей Перешиваловой Э.И., Кивелевой Н.И., Кивелевой В.И. на основании свидетельства о праве собственности на наследство от 01.06.2000 по завещанию. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном объекте капитального строительства, расположенном в границах испрашиваемого земельного участка, отсутствуют. Самостоятельным зданием, сооружением принадлежащая истцам баня не является, она является принадлежностью к основному строению – жилому дому. Согласно архивной справке от 14.05.2015 года №358 в разделе 4 похозяйственной книги №1 за 1998-2001 на жилой дом истцов указано, что по состоянию на 01.06.1999г. всего земли, находящейся в пользовании граждан, -0,53 гектаров. Согласно архивной справке от 10.02.2017г. №11729/2-16 в похозяйственной книге на хозяйство Кивилева И.И. (правопредшественник истцов) всего земли на 01.01.1964г. 0,13 гектара, на 01.01.1965г. 0,22 гектара. По решению Исполкома Эссольского сельского поселения от 30.05.1991 года №44 Кивилеву И.И. отведен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в с. Эссойла 0,06 га.
Включенная в состав надворных построек жилого дома истцов баня расположена на значительном удалении от жилого дома, что не позволило сформировать под домом и надворными постройками единый земельный участок. Указанное обстоятельство, с учетом данных о размере земельного участка, сформированного под самим жилым домом, и первичных сведений о размере отведенного Кивилеву И.И. земельного участка, не может служить основанием для предоставления в собственность еще одного земельного участка и тем самым предоставления истцам преимущества перед прочими гражданами по приобретению в собственность земельного участка без проведения торгов.
То обстоятельство, что определением Пряжинского районного суда РК от 13.03.2015 г. по делу № 2-328/2015 установлен факт принадлежности истцам на праве собственности здания бани по адресу: <адрес>, само по себе не свидетельствует об обязанности администртиного ответчика обеспечить предоставление истцам земельного участка под вспомогательным строением при том, что ранее истцам был предоставлен земельный участок, сформированный под принадлежащим им жилым домом.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
По сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона - Ж-1. Малоэтажная жилая застройка».
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 земельные участки с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства» используются для размещения индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Пунктом 1 ст. 83 ЗК РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Вспомогательные сооружения (в том числе баня, сарай, дровяник и иные хозяйственные постройки) на земельном участке для индивидуального жилищного строительства могут располагаться только наряду с жилым домом.
Вместе с тем исключительное право собственников зданий, сооружений на приобретение земельных участков в собственность или аренду, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, обусловлено соблюдением предусмотренной ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости и распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимым для его использования.
Таким образом, возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, при наличии государственной регистрации права собственности на них, не влечет возникновения у административных истцов права на приобретение в собственность или в аренду такого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенное, предоставление земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона -Ж-1. Малоэтажная жилая застройка» в целях эксплуатации бани не отвечает требованиям закона.
Поскольку судом не установлено нарушений требований закона при принятии оспариваемого решения, равно как и нарушений прав административных истцов оспариваемым решением административного ответчика, в удовлетворении иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 15.04.2020 года