Решение по делу № 2-2464/2019 ~ М-1820/2019 от 22.05.2019

       24RS0-43

              2-2464(2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 года Ачинский городской суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Касабука Я.В.,

представителя ответчика Кирикова В.В.,

представителей третьих лиц Целых О.Н., Рубинского А.В.,

при секретаре Лазаревой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Белоярский сельсовет» <адрес> об обязании подготовить документы для постановки на учет гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Белоярского сельсовета об обязании подготовить документы для постановки на учет гидротехнического сооружения, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на поднадзорной территории Белоярского сельсовета <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Белоярского сельсовета в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639км-409м справа имеется гидротехническое сооружение – примыкание – насыпь в виде дамбы, укрепленной железобетонными плитами, по которой проходит дорога до шламовых полей АО «РУСАЛ Ачинск». По сведениям реестра муниципальной собственности, Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, ФКУ УПРДОР «Енисей» информация о собственниках гидротехнического сооружения отсутствует. При этом, безопасность гидротехнического сооружения никем не обеспечена, отсутствие собственника данного сооружения влечет неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, в связи с чем, просит суд обязать Администрацию Белоярского сельсовета <адрес> подготовить документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639км-409м справа, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д.3).

Определениями от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <адрес>, Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> (л.д.55,56).

В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Белоярского сельсовета Кириков В.В., действующий на основании решения Белоярского сельсовета депутатов Р от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Белоярского сельсовета», по исковым требованиям возражал, указав, что дамба была построена в 1986-1987 г.г., использовалась в качестве дороги, соединяющей шламовые поля с трассой, расположена на территории Белоярского сельсовета. Однако считает, что спорная дамба не является гидротехническим сооружением, так как не обеспечивает какую-либо безопасность и не имеет примыкания к водным объектам, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Рубинский А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88), пояснил, что на основании поступившего обращения гражданина по факту кражи бетонных плит, а также требования Ачинского межрайонного прокурора в феврале 2019 г., с целью обследования был совершен выезд на место, где расположен спорный объекта. На месте обнаружили сооружение в виде защитной дамбы, предположительно для защиты от затопления, насыпь, снежный покров. В марте 2019 г. был совершен повторный выезд, наличие гидротехнического сооружения, представляющего собой дамбу в виде насыпи, плотины, удерживающий поток воды, с откосами, защищенными железобетонными плитами, подтвердилось. Проектная документация на указанное гидротехническое сооружение отсутствует. Река Чулым, расположена на расстоянии 7,5 км. от дамбы, которая должна выполнять защитную функцию от ее розлива. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", выявленные бесхозяйным гидротехнические сооружения должны быть поставлены на учет, для безопасности неопределенного круга лиц.

Представители третьих лиц <адрес>, Министерства экологии и рационального природопользования, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились, заявлений, ходатайств об отложении слушания дела не представил.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно "СНиП 33-01-2003: Гидротехнические сооружения. Основные положения" гидротехнические сооружения: сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, грузоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов и т.п.

Согласно ст. 3 Закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности пиротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственником гидротехнического сооружения может являться, в том числе муниципальное образование.

Из материалов дела следует, что Ачинской межрайонной прокуратурой, на основании поступившего обращения Машинца А.А., проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на поднадзорной территории Белоярского сельсовета <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Белоярского сельсовета в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639км-409м справа имеется гидротехническое сооружение – примыкание – насыпь в виде дамбы, укрепленной железобетонными плитами, по которой проходит дорога до шламовых полей АО «РУСАЛ Ачинск» (л.д.4)

Данный объект находится в административных границах муниципального образования «Белоярский сельсовет».

В ходе судебного разбирательства также было установлено, что в реестре муниципального имущества указанный объект не значится, в настоящий момент не имеет собственника, на балансе какой-либо организации не состоит, в оперативном управлении юридических лиц не находится и никем не обслуживается, что также подтверждается ответами ФКУ УПРДОР «Енисей», <адрес>, Енисейского бассейнового водного управления, АО «РУСАЛ Ачинск», Росимущества (л.д.9,10,42,44).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорное гидротехническое сооружение не имеет собственника, либо его собственник не известен, в связи с чем, объект является бесхозяйными.

Согласно п. п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Приказом Министерства Экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 931, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).

В соответствии с п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, в связи с отсутствием собственника, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации гидротехнического сооружения проводиться не может, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей населенных пунктов территории Белоярского сельсовета, для которых проезд через указанное сооружение является единственной дорогой в поселок, а также для окружающей природной среды и самого гидротехнического сооружения.

Поскольку орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Белоярского сельсовета обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом, а именно подготовке документов для постановки на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества.

Учитывая, что бесхозяйное гидротехническое сооружение, не ликвидировано путем его демонтажа, засыпания, сноса либо иным способом и фактически продолжает свое существование с возможностью определения его на местности, суд приходит к выводу о том, что данное гидротехническое сооружение с целью обеспечения его безопасной эксплуатации, в том числе, реконструкции, консервации и ликвидации, подлежит принятию его на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Доводы представителя ответчика Администрации Белоярского сельсовета о том, что спорный объект не является гидротехническим сооружением, подлежащим постановке на учет, суд во внимание не принимает, так как данный довод опровергается пояснениями представителя третьего лица Ростехнадзора, непосредственно выезжавшего на место расположения объекта и обследовавшего его и комиссионным актом осмотра автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, из которого следует, что в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639км-409м справка имеется примыкание – насыпь в виде дамбы, укрепленная железобетонными плитами по которой проходит дорога (л.д.11).

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, с учетом особенностей финансирования муниципального образования, полагает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая указанный срок разумным.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить, обязать Администрацию Муниципального образования «Белоярский сельсовет» <адрес> подготовить документы для постановки на учет в Ачинском отделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение, расположенное в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639 км. – 409 м справа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Белоярский сельсовет» <адрес> подготовить документы для постановки на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение, расположенное в районе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» 639 км.-409 м справа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                    Н.В. Панченко

2-2464/2019 ~ М-1820/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Белоярского сельсовета
Другие
Енисейское управление Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Администрация Ачинского района
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2019Передача материалов судье
27.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2019Подготовка дела (собеседование)
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Подготовка дела (собеседование)
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2020Дело оформлено
11.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее