Дело № 5-167/12
Постановление в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2012 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
07 сентября 2012 года г. Мурманск
Судья Ленинского районного суда г. Мурманска (расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Халатина, д. 5) Барабанова Т.К., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС», юридический адрес: ***,
У С Т А Н О В И Л:
31 июля 2012 года государственным инспектором РФ по охране природы Мурманской области Якуш В.Н. составлен протокол об административном нарушении в отношении Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС» (далее по тексту ГОУТП «ТЭКОС»), согласно которому в процессе проведения проверки на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной Управлением Росприроднадзора по Мурманской области (далее по тексту Управление, Росприроднадзор) в период с 11 марта по 05 апреля 2012 года установлен факт выброса предприятием вредных веществ в атмосферный воздух на котельной «Северная» от неорганизованного источника – из горловин цистерн при разогреве мазута паром без специального разрешения, что является нарушением требований ст.ст. 14, 15, 16, 22, 30 Закона РФ № 96-Ф от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха». В ходе инвентаризации источников выбросов и разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее по тексту ПДВ), на основании которого получено разрешение на выброс, установлено, что выбросы не учтены и не нормированы. Проект ПВД не содержит расчета выбросов от применяемой технологии слива мазуты, расчет рассеивания данных выбросов не произведен, инструментальные замеры вредных веществ в выбрасываемой парогазовой смеси при разработке проекта ПДВ не проводились. Следовательно, имеющимся разрешением на выброс не предусмотрен выброс пара из люков цистерн и, соответственно, содержащихся в нем вредных веществ.
Указанные действия ГОУТП «ТЭКОС» образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
В судебном заседании представители ГОУТП «ТЭКОС» Говдыш М.М. и Алферова Н.В., возражали против привлечения юридического лица к административной ответственности, представили письменные пояснения по делу об административном правонарушении. Доводы, изложенные в них, поддержали, пояснили, что предприятие осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух от котельной «Северная» на основании специального разрешения на выброс от 13.04.2009 № 1830, выданного на основании проекта нормативов ПДВ, разработанного филиалом ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области» (далее по тексту ЦЛАТИ по МО»). Вывод Росприроднадзора сделаны на том основании, что проект нормативов ПДВ ГОУПТ «ТЭКОС» разработан в нарушение действующего «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенного в действие письмом Управления государственного экологического контроля Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2004 № 2-01-333. Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2011 № *** удовлетворено требование ГОУТП «ТЭКОС» о признании недействительным предписания Управления от 28.02.2011, в соответствии с которым, на Предприятие возлагалась обязанность провести корректировку результатов инвентаризации выбросов по процессу слива мазута в проектах ПДВ, в том числе по котельной «Северная». Суд также указал, что Методическое пособие не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, и право выбора методики остается за предприятием. Кроме того, указали, что в ходе проверки ГОУТП «ТЭКОС» Росприроднадзором, с целью установления соблюдения требований разрешения на выброс вредных веществ от источников выбросов – цистерн с мазутом на эстакаде мазутослива в зоне котельной «Северная», сотрудниками «ЦЛАТИ по МО» сделано заключение об отсутствии превышений существующих нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что подтверждает отсутствие вины Предприятия во вменяемом ему административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Так же обратили внимание судьи на то, что в материалах дела имеется акт проверки № *** от 05.04.2012, составленный с нарушениями и отсутствует указанное заключение «ЦЛАТИ по МО».
Представитель Управления Якуш В.Н. в судебном заседании пояснил, что в ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение требований закона, слив мазута из цистерн производится на основании «Технологии слива мазута на железнодорожных эстакадах слива котельных г. Мурманска ГОУТП «ТЭКОС», утвержденной главным инженером Предприятия 12.03.2004. В соответствии с данной технологией слив мазута из цистерн производится посредством его разогрева острым паром, подаваемым внутрь цистерн через горловины. При этом, избыточный пар, насыщенный углеводородом и сероводородом выбрасывается через горловины цистерн в атмосферу в отсутствие разрешения на выброс от данного технологического процесса. Сообщил, что Управление не оспаривает наличие у ГОТП «ТЭКОС» специального разрешения на выброс в атмосферу вредных веществ, однако, данное разрешение получено без учета расчета выбросов от применяемой технологии слива мазута, используется неверная методика расчета и отбора проб выбросов вредных веществ. В связи с чем действия юридического лица должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Выслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностого лица, составившего протокол об административном правонарушении, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух, или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом под выбросом вредных веществ понимается выброс химических или биологических веществ либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения состоит из фактического осуществления юридическим лицом выбросов вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него при отсутствии специального разрешения и именно указанные факты должны быть доказаны должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 4 статьи 23 этого же Закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу ст. 22, 30 указанного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с "Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо наличие согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и положительной санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Материалами дела подтверждается, что на территории Предприятия имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: железнодорожные эстакады слива мазута котельных г. Мурманска ГОУТП «ТЭКОС».
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении Предприятием хозяйственной деятельности в котельных, что не оспаривалось представителями юридического лица.
В судебном заседании представители ГОУТП «ТЭКОС» представили разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 1830 от 13.04.2009 с перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области, которым, Предприятию разрешается в период с 13.04.2009 по 27.03.2014 осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Данное разрешение выдано на основании проекта нормативов ПДВ, разработанного филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по МО» и утвержденного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области 27.03.2009.
Как следует из текста данного документа, в пункте 3.2.2.1 приведен расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от эстакады открытого типа на 9 ж/д цистерн, в приложении представлена таблица характеристики источников загрязнения атмосферы и протокол инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ от эстакады мазутослива и мазутных резервуаров.
Доводы Росприроднадзора, изложенные в протоколе об административном правонарушении о том, что в ходе инвентаризации источников выбросов и разработки проекта нормативов ПДВ технология слива мазута из цистерн посредством его разогрева открытым паром, подаваемым внутрь цистерн через горловины, используемой на Предприятии, не учтены и не нормированы, опровергаются материалами дела.
Так, технология слива мазута на железнодорожных эстакадах слива котельных г. Мурманска ГОУТП «ТЭКОС», содержащая метод слива посредством острого пара, была утверждена главным инженером Предприятия 12.03.2004, сведений об изменении описанной методики материалы дела не содержат.
Кроме того, в акте проверки, составленном по результатам проверки Роспироднадзором 05.04.2012, отсутствуют обоснования выводам о нарушении ГОУТП «ТЭКОС» ст.ст. 12, 14, 16, 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - не приведен анализ пункта 3.2.2.1 нормативов ПДВ, не приведено доказательств, опровергающих расчеты и нормативы, зафиксированные в таблице характеристики источников загрязнения атмосферы и протоколе инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ от эстакады мазутослива и мазутных резервуаров, не приложены акты об отборе образцов (проб), обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Напротив, согласно экспертному заключению «ЦЛАТИ по МО» № 8-2012 от 21.03.2012, эксперты которого присутствовали при проведении проверки Управлением, при проведенных измерениях выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на эстакаде мазутослива (ИЗА № ***) и атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны котельной «Северная» ГОУТП «ТЭКОС» превышений существующих нормативов не выявлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что ГОУТП «ТЭКОС» на момент проведения проверки имело разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым установлены допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Данное разрешение в установленном порядке не оспаривалось, не признавалось недействительным и не отменялось.
Согласно протоколу об административном правонарушении, юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменяется также применение неверной методики расчета вредных выбросов в атмосферу, в подтверждении чего, представлен расчет Управления данных выбросов, выполненный с учетом рекомендаций, содержащихся в методическом пособии по расчету, нормированию и контролю загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном в действие письмом Управления государственного экологического контроля Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2004 № 2-01-333, в соответствии с пунктом 2.1 которого, оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных (расчетно-аналитических) методов, базирующихся на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.
Проанализировав материалы дела, прихожу к выводу, что данные обстоятельства не подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Так, согласно вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2011 при рассмотрении заявления ГОУТП «ТЭКОС» о признании недействительным предписания Управления от 28.02.2011 № ***, в соответствии с которым на Предприятие возложена обязанность провести корректировку результатов инвентаризации выбросов по процессу слива мазута в проектах ПДВ, в том числе по котельной «Северная», установлено, что указанное Методическое пособие не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, и право выбора методики остается за предприятием.
Постановлением ФАС от 05.03.2012 решение оставлено в силе в полном объеме. Определением ВАС РФ № *** от 02.07.2012 подтверждено, что суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что управлением оспариваемое предписание вынесено без должных к тому оснований, поскольку оно основано исключительно на положениях методического пособия, не являющегося нормативным правовым актом, в нем не указано, какое положение закона предприятие нарушило, и в чем заключается нарушение.
Иные доказательства, подтверждающие выброс загрязняющих веществ, не учтенный в проекте ПДВ (при проведении инвентаризации) и отсутствие разрешения на выброс от технологического процесса, применяемого на Предприятии, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не представлены.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество не приняло все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, полагаю, что административный орган не доказал наличие события вмененного Предприятию правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что административным органом не установлен факт совершения ГОУТП «ТЭКОС» вмененного ему правонарушения и вины заявителя в его совершении.
Таким образом, в действиях юридического, лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС» за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток со дня вручения/получения копии постановления.
Судья Т.К. Барабанова
Постановление вступило в законную силу 29.10.2012