Судья: Перепелица М.В. Дело № 33-351/2021
(№ 2-2285/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Второвой Н.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Лобовой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Геннадия Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Морозова Геннадия Викторовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию удовлетворить.
Признать за Морозовым Геннадием Викторовичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Морозову Геннадию Викторовичу с 11 августа 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Морозова Геннадия Викторовича расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Натальи Леонидовны, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Морозова Геннадия Викторовича и его представителя по ордеру Комендантовой Аллы Аркадьевны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Морозов Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 24 августа 2020 г. Морозову Г.В. было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1), со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта нахождения организации, в которой истец исполнял свои трудовые обязанности, в зоне радиоактивного загрязнения, а также кода «Территориальные условия» в индивидуальных сведениях поданных работодателем в отношении Морозова Г.В.
Кроме того, в страховой стаж не включен период работы Морозова Г.В. с 4декабря 1981 г. по 3 мая 1983 г. в обществе с ограниченной ответственностью (далее по тексту –ООО) Орловское монтажное управление (далее по тексту – ОМУ) «Промвентиляция», ввиду наличия нарушений при внесении работодателем записей в трудовую книжку работника.
Полагая, что отказ ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в досрочном назначении ему пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста является неправомерным, ссылался на то, что с 5 июня 1985 г. по 7 июня 1995 г. и с 16 августа 1996 г. по 19октября 2005 г. работал в Орловской мастерской вентиляционных заготовок филиала треста «Промвентиляция», в последующем преобразованного в ООООМУ«Промвентиляция».
Кроме того, предприятие «Промвентиляция» (административный корпус и производственная база) занимало обособленную территорию, площадью 1,3га, расположенную в <адрес>.
Ссылался на то, что из письма отдела по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Орловской области № 108-Ч, направленного на имя директора Орловской мастерской вентиляционных заготовок треста «Промвентиляция» следует, что согласно радиационно-дозиметрическому обследованию, территория предприятия имеет уровни радиоактивного загрязнения территории с плотностью выпадения радионуклидов цезия - 137 от 1 до 5 Кюри на квадратный километр.
По изложенным основаниям, уточнив исковые требования, просил суд признать за Морозовым Г.В. право на снижение общеустановленного пенсионного возраста за период работы в зоне радиоактивного загрязнения в ООО ОМУ «Промвентиляция» с 26 апреля 1986 г. по 7 июня 1995 г., включить его в период, необходимый для назначения досрочной пенсии и обязать ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии со дня возникновения на нее права, то есть с 11 августа 2020 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта, поскольку при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а также неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно сведениям, указанным в трудовой книжке и индивидуального (персонифицированного) учета Морозов Г.В. исполнял свои трудовые обязанности в спорный период времени в ООО ОМУ «Промвентиляция», юридическим адресом которой является <адрес>.
Считает, что оснований для снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначения Морозова Г.В. пенсии в соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 с 11 августа 2020 г. у суда первой инстанции не имелось.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Согласно ст. 28.1 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 – 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 – 10, 16 – 18 ч. 1 ст. 30 и п. п. 1 – 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В силу ст. 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании примечания к ст. 35 вышеуказанного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон, на которые разделены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 1 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт <адрес> отнесена к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 августа 2020 г. Морозов Г.В. обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) № от 24 августа 2020 г. Морозову Г.В. отказано в установлении пенсии по старости, предусмотренном Законом № 1244-1 от 15 мая 1991 г. в связи с отсутствием права.
В письме пенсионного органа № от 26 августа 2020 г. ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) мотивировало свой отказ в удовлетворении заявления Морозова Г.В. тем, что период его работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, документально не подтвержден, юридическим адресом организации, в которой истец исполнял свои трудовые обязанности, является: <адрес>, а также отсутствует код «Территориальные условия» в индивидуальных сведениях поданных работодателем в отношении Морозова Г.В.
Кроме того, в страховой стаж не включен период работы Морозова Г.В. с 4декабря 1981 г. по 3 мая 1983 г. в ООО ОМУ «Промвентиляция», ввиду наличия нарушений при внесении работодателем записей в трудовую книжку работника.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в период с 5июня1985 г. по 7июня 1995 г. Морозов Г.В. постоянно работал на предприятии, расположенном на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Из трудовой книжки Морозова Г.В., <дата> г.р., следует, что с 5 июня 1985 г. он принят на должность слесаря-вентиляционника 4 разряда по изготовлению вентсистем треста «Промвентиляция», 5 июня 1995 г. переведен в монтажное управление - филиала акционерного общества закрытого типа (далее по тексту - АОЗТ) «Промвентиляция» слесарем по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции по пятому разряду, 7 июня 1995 г. уволен в связи с переводом на работу в Смоленское СУ «Орловский участок».
Из справки № от 16 апреля 2012 г., выданной администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в том, что АОЗТ «Промвентиляция», затем ООО «Спецмонтажвентиляция» находилась на территории земель Платоновского сельского поселения по адресу: <адрес> с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. указанная территория относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи справки – Распоряжение Пенсионного фонда России от 28 декабря 1991 г. №
Согласно содержанию письма администрации Орловского района № от 25 декабря 1998 г. ОМУ филиала АОЗТ «Промвентиляция» с 1976 г. находится на территории Платоновской сельской администрации, около <адрес>. С 1986 г. указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании Постановления Правительства Российской Федерации № от 18 декабря 1997 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» население, проживающее или работающее на указанной территории, пользуются льготами.
Из справки № от 28 ноября 2002 г., выданной Платоновской сельской администрацией Орловского района Орловской области, усматривается, что ООО ОМУ «Промвентиляция» действительно находится на территории Орловского района (Платоновская сельская администрация), которая согласно Перечню населенных пунктов Орловской области, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения с плотностью от 1 до 5 ки/кв. км (в соответствии с картой радиационной комиссии по контролю природной среды при Госкомгидромете СССР 26декабря1990г.) входила в зону загрязнения радиоактивными веществами в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992 г. №3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» работники данного предприятия пользовались льготами, установленными вышеуказанным Законом.
Как следует из справки № от 18 декабря 2002 г., выданной Платоновской сельской администрацией Орловского района Орловской области, на 1 января 1998 г. по административно-территориальному делению в состав Платоновской сельской администрации входил, в том числе населенный пункт: <адрес> с прилегающей к ней производственной базой ООО ОМУ «Промвентиляция».
В соответствии со справкой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 24 октября 2007 г. ООО ОМУ «Промвентиляция» расположено по адресу: <адрес>, предыдущий адрес: <адрес>
Согласно адресной справке, выданной Архитектурно-планировочным управлением Орловской области 28 декабря 2002 г. №, адрес предприятия указан: <адрес> (без упоминания г. Орел).
Из представленных данных проведенного Орловским областным ЦГСЭН радиационно-дозиметрического обследования от 27 мая 1993 г. №, а также писем отдела по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Орловской области от 10 июня 1993 г. №№-Ч, №, следует, что по результатам радиационно-дозиметрического обследования территории предприятия «Промвентиляция», проведенного областным центром Санэпиднадзора, имеет место уровень радиоактивного загрязнения территории с плотностью выпадения радионуклидов цезия-137 от 1 до 5 Кюри на квадратный метр. В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные вышеуказанным Законом (ст. 19 п. 3, 7).
Из свидетельства о праве постоянного пользования земельным участком № от 15 августа 1996 г. следует, что ОМУ «Промвентиляция» принадлежал земельный участок площадью 1,3 га, расположенный на землях Платоновской сельской администрации, на котором располагалась производственная база.
ОМУ АОЗТ «Промвентиляция» расчет и уплату земельного налога производило в бюджет Орловского района Орловской области, что подтверждается справкой Государственной налоговой инспекции по Орловской области от 4декабря 1998 г.
Из справки Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области от 1 декабря 1998 г., следует, что ОМУ филиала АОЗТ«Промвентиляция» с 1976 г. находится на территории Платоновской сельской администрации. С 26 апреля 1986 г. по настоящее время указанная территория относится к зоне проживания с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи – Постановление областной Думы № ОД от 29 марта 1996 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции допрошенные в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9 подтвердили факт постоянной работы ФИО3 в спорный период времени в ОМУ АОЗТ «Промвентиляция», расположенного на территории д. Коневка Платоновской сельской администрации. Кроме того, свидетели указали, что работники предприятия получали компенсационные выплаты, дополнительные дни к отпуску, а также вышли на пенсию досрочно в связи с работой с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, связанной с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о наличии у Морозова Г.В. права на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. №, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит доказанным, что Морозов Г.В. в период с 26 апреля 1986 г. по 7июня1995 г. постоянно осуществлял свою трудовую деятельность на территории с льготным социально – экономическим статусом, а именно на территории <адрес>, что дает ему право в соответствии со ст. 34 Закона от <дата> № на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Поскольку право Морозова Г.В. на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 57 лет (с <дата>), а в ГУ - УПФР в <адрес> и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 11 августа 2020 г., то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Морозову Г.В. пенсии с 11 августа 2020 г., то есть в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня обращения к ответчику за досрочным назначением пенсии.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Перепелица М.В. Дело № 33-351/2021
(№ 2-2285/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Второвой Н.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Лобовой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Геннадия Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Морозова Геннадия Викторовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию удовлетворить.
Признать за Морозовым Геннадием Викторовичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Морозову Геннадию Викторовичу с 11 августа 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Морозова Геннадия Викторовича расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Натальи Леонидовны, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Морозова Геннадия Викторовича и его представителя по ордеру Комендантовой Аллы Аркадьевны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Морозов Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить пенсию.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 24 августа 2020 г. Морозову Г.В. было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1), со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта нахождения организации, в которой истец исполнял свои трудовые обязанности, в зоне радиоактивного загрязнения, а также кода «Территориальные условия» в индивидуальных сведениях поданных работодателем в отношении Морозова Г.В.
Кроме того, в страховой стаж не включен период работы Морозова Г.В. с 4декабря 1981 г. по 3 мая 1983 г. в обществе с ограниченной ответственностью (далее по тексту –ООО) Орловское монтажное управление (далее по тексту – ОМУ) «Промвентиляция», ввиду наличия нарушений при внесении работодателем записей в трудовую книжку работника.
Полагая, что отказ ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в досрочном назначении ему пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста является неправомерным, ссылался на то, что с 5 июня 1985 г. по 7 июня 1995 г. и с 16 августа 1996 г. по 19октября 2005 г. работал в Орловской мастерской вентиляционных заготовок филиала треста «Промвентиляция», в последующем преобразованного в ООООМУ«Промвентиляция».
Кроме того, предприятие «Промвентиляция» (административный корпус и производственная база) занимало обособленную территорию, площадью 1,3га, расположенную в <адрес>.
Ссылался на то, что из письма отдела по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Орловской области № 108-Ч, направленного на имя директора Орловской мастерской вентиляционных заготовок треста «Промвентиляция» следует, что согласно радиационно-дозиметрическому обследованию, территория предприятия имеет уровни радиоактивного загрязнения территории с плотностью выпадения радионуклидов цезия - 137 от 1 до 5 Кюри на квадратный километр.
По изложенным основаниям, уточнив исковые требования, просил суд признать за Морозовым Г.В. право на снижение общеустановленного пенсионного возраста за период работы в зоне радиоактивного загрязнения в ООО ОМУ «Промвентиляция» с 26 апреля 1986 г. по 7 июня 1995 г., включить его в период, необходимый для назначения досрочной пенсии и обязать ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии со дня возникновения на нее права, то есть с 11 августа 2020 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта, поскольку при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а также неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно сведениям, указанным в трудовой книжке и индивидуального (персонифицированного) учета Морозов Г.В. исполнял свои трудовые обязанности в спорный период времени в ООО ОМУ «Промвентиляция», юридическим адресом которой является <адрес>.
Считает, что оснований для снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначения Морозова Г.В. пенсии в соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 с 11 августа 2020 г. у суда первой инстанции не имелось.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Согласно ст. 28.1 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 – 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 – 10, 16 – 18 ч. 1 ст. 30 и п. п. 1 – 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В силу ст. 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании примечания к ст. 35 вышеуказанного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон, на которые разделены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 1 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт <адрес> отнесена к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 августа 2020 г. Морозов Г.В. обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) № от 24 августа 2020 г. Морозову Г.В. отказано в установлении пенсии по старости, предусмотренном Законом № 1244-1 от 15 мая 1991 г. в связи с отсутствием права.
В письме пенсионного органа № от 26 августа 2020 г. ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) мотивировало свой отказ в удовлетворении заявления Морозова Г.В. тем, что период его работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, документально не подтвержден, юридическим адресом организации, в которой истец исполнял свои трудовые обязанности, является: <адрес>, а также отсутствует код «Территориальные условия» в индивидуальных сведениях поданных работодателем в отношении Морозова Г.В.
Кроме того, в страховой стаж не включен период работы Морозова Г.В. с 4декабря 1981 г. по 3 мая 1983 г. в ООО ОМУ «Промвентиляция», ввиду наличия нарушений при внесении работодателем записей в трудовую книжку работника.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в период с 5июня1985 г. по 7июня 1995 г. Морозов Г.В. постоянно работал на предприятии, расположенном на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Из трудовой книжки Морозова Г.В., <дата> г.р., следует, что с 5 июня 1985 г. он принят на должность слесаря-вентиляционника 4 разряда по изготовлению вентсистем треста «Промвентиляция», 5 июня 1995 г. переведен в монтажное управление - филиала акционерного общества закрытого типа (далее по тексту - АОЗТ) «Промвентиляция» слесарем по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции по пятому разряду, 7 июня 1995 г. уволен в связи с переводом на работу в Смоленское СУ «Орловский участок».
Из справки № от 16 апреля 2012 г., выданной администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в том, что АОЗТ «Промвентиляция», затем ООО «Спецмонтажвентиляция» находилась на территории земель Платоновского сельского поселения по адресу: <адрес> с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. указанная территория относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи справки – Распоряжение Пенсионного фонда России от 28 декабря 1991 г. №
Согласно содержанию письма администрации Орловского района № от 25 декабря 1998 г. ОМУ филиала АОЗТ «Промвентиляция» с 1976 г. находится на территории Платоновской сельской администрации, около <адрес>. С 1986 г. указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании Постановления Правительства Российской Федерации № от 18 декабря 1997 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» население, проживающее или работающее на указанной территории, пользуются льготами.
Из справки № от 28 ноября 2002 г., выданной Платоновской сельской администрацией Орловского района Орловской области, усматривается, что ООО ОМУ «Промвентиляция» действительно находится на территории Орловского района (Платоновская сельская администрация), которая согласно Перечню населенных пунктов Орловской области, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения с плотностью от 1 до 5 ки/кв. км (в соответствии с картой радиационной комиссии по контролю природной среды при Госкомгидромете СССР 26декабря1990г.) входила в зону загрязнения радиоактивными веществами в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992 г. №3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» работники данного предприятия пользовались льготами, установленными вышеуказанным Законом.
Как следует из справки № от 18 декабря 2002 г., выданной Платоновской сельской администрацией Орловского района Орловской области, на 1 января 1998 г. по административно-территориальному делению в состав Платоновской сельской администрации входил, в том числе населенный пункт: <адрес> с прилегающей к ней производственной базой ООО ОМУ «Промвентиляция».
В соответствии со справкой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 24 октября 2007 г. ООО ОМУ «Промвентиляция» расположено по адресу: <адрес>, предыдущий адрес: <адрес>
Согласно адресной справке, выданной Архитектурно-планировочным управлением Орловской области 28 декабря 2002 г. №, адрес предприятия указан: <адрес> (без упоминания г. Орел).
Из представленных данных проведенного Орловским областным ЦГСЭН радиационно-дозиметрического обследования от 27 мая 1993 г. №, а также писем отдела по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Орловской области от 10 июня 1993 г. №№-Ч, №, следует, что по результатам радиационно-дозиметрического обследования территории предприятия «Промвентиляция», проведенного областным центром Санэпиднадзора, имеет место уровень радиоактивного загрязнения территории с плотностью выпадения радионуклидов цезия-137 от 1 до 5 Кюри на квадратный метр. В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные вышеуказанным Законом (ст. 19 п. 3, 7).
Из свидетельства о праве постоянного пользования земельным участком № от 15 августа 1996 г. следует, что ОМУ «Промвентиляция» принадлежал земельный участок площадью 1,3 га, расположенный на землях Платоновской сельской администрации, на котором располагалась производственная база.
ОМУ АОЗТ «Промвентиляция» расчет и уплату земельного налога производило в бюджет Орловского района Орловской области, что подтверждается справкой Государственной налоговой инспекции по Орловской области от 4декабря 1998 г.
Из справки Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области от 1 декабря 1998 г., следует, что ОМУ филиала АОЗТ«Промвентиляция» с 1976 г. находится на территории Платоновской сельской администрации. С 26 апреля 1986 г. по настоящее время указанная территория относится к зоне проживания с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи – Постановление областной Думы № ОД от 29 марта 1996 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции допрошенные в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9 подтвердили факт постоянной работы ФИО3 в спорный период времени в ОМУ АОЗТ «Промвентиляция», расположенного на территории д. Коневка Платоновской сельской администрации. Кроме того, свидетели указали, что работники предприятия получали компенсационные выплаты, дополнительные дни к отпуску, а также вышли на пенсию досрочно в связи с работой с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, связанной с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о наличии у Морозова Г.В. права на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. №, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит доказанным, что Морозов Г.В. в период с 26 апреля 1986 г. по 7июня1995 г. постоянно осуществлял свою трудовую деятельность на территории с льготным социально – экономическим статусом, а именно на территории <адрес>, что дает ему право в соответствии со ст. 34 Закона от <дата> № на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Поскольку право Морозова Г.В. на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 57 лет (с <дата>), а в ГУ - УПФР в <адрес> и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 11 августа 2020 г., то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Морозову Г.В. пенсии с 11 августа 2020 г., то есть в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня обращения к ответчику за досрочным назначением пенсии.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи