Дело № 10RS0011-01-2021-001800-57 (2а-1674/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Каликина Ильи Борисовича к МВД по Республике Карелия об оспаривании решения о прекращении государственного учета транспортного средства, обязании произвести определенные действия,
у с т а н о в и л :
Административный иск подан по тем основаниям, что 24.12.2020 МВД по Республике Карелия прекратило (аннулировало) регистрацию транспортного средства <данные изъяты>, принадлежащего административному истцу на праве собственности, о чем было сообщено письмом от 30.12.2020 года №12/10913. В обоснование вышеуказанных действий, государственный орган указал, что регистрация вышеуказанного транспортного средства за одним из прежних его владельцев, была аннулирована 23.05.2014, в связи с признанием регистрации недействительной. Представленный для совершения регистрационных действий ПТС 06НО № 759154 находится в базе розыска утраченной спецпродукции ГИБДД. Каликин И.Б. полагает, что решение административного ответчика от 30 декабря 2020 года является несоразмерным ограничением его прав как добросовестного приобретателя, в связи с чем подлежат защите путем возобновления государственного учета транспортного средства и отмене связанных с этим всех ограничений.
В судебном заседании Каликин И.Б. не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель Гелахов Н.А. поддержал доводы административного иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель МВД по Республике Карелия Леонтьев С.А., действующий на основании доверенности, указал о необоснованности предъявленных требований, представил письменные возражения по существу административного иска.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что Каликин И.Б., являясь собственником транспортного средства <данные изъяты> заключил договор купли-продажи его с Медведевой А.А.
03.10.2020 Медведева А.А. обратилась в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия с заявлением о проведении регистрационных действий в отношении автомашины <данные изъяты> (внесение изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника).
При осуществлении действий по регистрации указанного транспортного средства установлено, что предоставленный ПТС 06НО759154 на спорную автомашину находиться в розыске по инициативе ГИБДД Тверской области. По данному факту 05.10.2020 в Отделе полиции №1 УМВД России по г. Петрозаводску зарегистрирован рапорт госинспектора ФИО10. в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях за номером - 18106. Материалы для проведения проверки направлены в территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено преступление - УМВД России по Тверской области (исх.30/1-19999 от 06.10.2020).
В связи с указанными событиями решением МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия от 05.10.2020 в проведении регистрационных действий отказано.
Согласно представленным суду документам, регистрация спорного транспортного средства прекращена ГИБДД по Тверской области, в связи с признанием ее недействительной 23.05.2014 за Орловым Андреем Юрьевичем. ГИБДД по Тверской области ПТС 06НО759154 на спорную автомашину выставило в розыск, что подтверждается Карточкой учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции. Из указанной карточки следует, что постановка в розыск произведена 23.05.2014.
Согласно ответа УМВД России по Тверской области от 14.11.2020 №17/1-6300 на запрос УГИБДД МВД по Республике Карелия от 15.10.2020 №12/7670, регистрация автомашины <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> аннулирована на основании заключения служебной проверки УГИБДД УМВД по Тверской области от 17.05.2014. В ходе проверки установлено, что на территории Республики Ингушетия выдались паспорта транспортных средств взамен ПТС выданных на территории Республики Чечня. При этом отсутствует информация о первоначальном ПТС. В материалах, послуживших основанием в совершении регистрационных действий присутствуют факты отличия подписей в ПТС, а также договорах купли-продажи транспортных средств. Согласно полученной информации из таможенных органов, грузовые таможенные декларации на транспортные средства не выдавались.
По сведениям Федеральной информационной системы ГИБДД транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с 06.12.2013 поставлено на текущий учет в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия, ранее состояло на учете в МРЭО ГИБДД №4 ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (с 14.04.2013 г/н Н376УТ178), в МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области (с 27.10.2012 г/н №), в РЭО УГИБДД МВД Республики Ингушетия (с 06.06.1999 г/н №).
Решением УГИБДД МВД по Республике Карелия от 24.12.2020 государственный учет автомашины «MAN-12», VIN-WMAM010300M106255» государственный регистрационный знак Н376УТ178 прекращен, о чем письмом МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия от 30.12.2020 №12/10913 административный истец уведомлен надлежащим образом.
Как предусмотрено частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон «О регистрации ТС») регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
К регистрационным действиям относится постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (пункт 1 части 4 статьи 10 названного Федерального закона).
Пунктом 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 установлено, что непосредственное предоставление этой государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Госавтоинспекция с учетом возложенных на нее Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, имеет право, в том числе, не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12), и на основании подпункта «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» входит в состав полиции.
Таким образом, законодательством в данном случае именно на МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия возлагается обязанность по осуществлению постановки транспортного средства на учет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортного средства прекращается, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 5 статьи 20 Закона «О регистрации ТС» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
В пункте 1 части 1 статьи 14 Закона «О регистрации ТС» указано, что документом, идентифицирующим транспортное средство является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства). Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, идентифицирующие транспортное средство (пункта 3 части 1 статьи 15 Закона «О регистрации ТС»). Для регистрации транспортного средства необходимо предоставить предусмотренный перечень документов, в том числе паспорт транспортного средства.
Учитывая указанные нормы права, установленные судом обстоятельства, то что ПТС на автомашину <данные изъяты> государственный регистрационный знак № признан недействительным, решение УГИБДД МВД по Республике Карелия от 24.12.2020 о прекращении государственного учета транспортного средства является производным от решения УМВД России по Тверской области, вследствие чего является законным.
Суд отмечает, что аннулирование регистрации не прекращает прав собственности на транспортное средство, а лишь ограничивает возможность его участия в дорожном движении. Такое ограничение направлено на защиту прав и интересов иных участников дорожного движения и обусловлено упорядочением установленных Федеральным законом от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" отношений по пользованию автомобильными дорогами.
Кроме того, в случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (пункт 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов). Таким образом, восстановление регистрационного учета транспортного средства в административном или судебном порядке возможно лишь при условии установления соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
С учетом вышеизложенного, оспариваемые действия административного ответчика являются правомерными и соответствующими положениям Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения".
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Каликина Ильи Борисовича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 03.03.2021 года.