.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2015 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Спириной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веселовой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей, к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании решений незаконными, восстановлении нарушенного права, об установлении факта постоянного проживания,
У С Т А Н О В И Л :
Веселова Н.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании решений незаконными, восстановлении нарушенного права, об установлении факта постоянного проживания.
Истица указывает, что является многодетной матерью3 детей. Она и ее дети Веселов А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Трибух А.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Веселова Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения с рождения постоянно проживают в <адрес>. В 2008г. в результате совершенных в отношении нее преступных мошеннических действий она лишилась жилья – квартиры по <адрес>.
Администрация ЗАТО г. Железногорск в 2008г. предоставила ее семье по договору коммерческого найма жилое помещение – квартиру по <адрес>, где она и ее дети постоянно проживают. Регистрировать их в жилом помещении по месту постоянного проживания Администрация ЗАТО г. Железногорск не желает, ежегодно перезаключая договор с ее семьей, в связи с чем регистрация по месту жительства временная – на срок не более 1 года.
В связи с тем, что не имеет постоянной регистрации по месту жительства, она не может встать на учет на улучшение жилищных условий, и как малообеспеченная семья, нуждающаяся в жилом помещении, получить его по договору социального найма.
По этим же основаниям органы социальной защиты населения отказывают ей и ее семье в социальной поддержке, право на которую они имеют в соответствии с Законом Красноярского края "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае".
Считает, что действия Администрации ЗАТО г. Железногорск, органов социальной защиты являются незаконными, нарушающими ее права и права ее несовершеннолетних детей.
Решениями УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск от 21, 26, 27 января 2015г. по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства ей отказано в назначении и выплате социальных пособий и в выдаче сертификата на краевой материнский капитал.
В данном случае права ее и ее несовершеннолетних детей поставлены в зависимость от наличия постоянной регистрации по месту жительства, которую им же ответчик не представляет.
В судебном заседании истица на своих исковых требованиях настаивала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что постоянно, с рождения проживает в <адрес>. Поскольку ее семья попала в тяжелую жизненную ситуацию – у нее обманом была похищена квартира, она лишилась жилья, с 2008г. ей и ее детям Администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края по договору коммерческого найма в пользование было предоставлено жилое помещение - квартира по <адрес>, где они постоянно проживают по настоящее время. Однако, регистрационным органом они были зарегистрированы временно – на срок действия договора найма, на этом основании в УСЗН ей отказывают в предоставлении пособий и компенсаций. Отказ в предоставлении пособия на детей нарушает ее и ее несовершеннолетних детей права.
Представители ответчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Кориневская Е.Д., Шуманова Т.Н. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признали, не оспаривая фактические обстоятельства, на которые ссылается истец, полагали решения об отказе в предоставлении детских пособий и в выдаче сертификата законными, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по постоянному месту жительства.
Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Веселова Н.В. является матерью Веселова А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Трибух А.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Веселовой Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения.Семья является неполной. В свидетельствах о рождении детей местом рождения указан <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Веселовой Н.В. и ее детям: Коростелеву Ю.И., Веселову А.А. по договору коммерческого найма в возмездное владение и пользование предоставлено жилое помещение – квартира, расположенная по <адрес>.Срок договора установлен до 30 ноября 2009г.
Договоры аналогичного содержания были заключены между Администрацией ЗАТО г. Железногорск и Веселовой Н.В. 30.11.2009г., 25.11.2010г., 14.11.2011г., 16.10.2012г., 30.09.2013г., 15.09.2014г. Срок найма жилого помещения соответственно установлен до 31 августа 2015г. Жилое помещение по последнему договору предоставлено Веселовой Н.В. и ее детям Веселову А.А., Трибух А.М.
Из справки-выписки из финансово-лицевого счета следует, что Веселова Н.В. и ее дети зарегистрированы в жилом помещении, согласно отметкам - снимались с регистрационного учета по истечении срока очередного договора найма, по заключению договора снова были зарегистрированы по месту жительства, с 13.01.2015г. в жилом помещении зарегистрирована Веселова Л.Ф., в справке указано также, что несовершеннолетние дети зарегистрированы как местные жители, ТрибухА.М.и Веселова Л.Ф. – зарегистрированы в этом жилом помещении с рождения.
Из справок-выписок из финансово-лицевого счета, представленных РКЦ МП «ГЖКУ» следует, что Веселова Н.В. в период с 28.08.1971г. по 11.10.1977г. была зарегистрирована в <адрес>, с 15.05.1979 по 30.04.1993г. – в <адрес>, с 19.05.1993г. по 16.01.2008г. – в <адрес> ее сын Веселов А.А. с 25.10.2001г. до 16.01.2008г. был зарегистрирован в <адрес>.
Из справки органа соцзащиты усматривается, что семья Веселовой Н.В. состоит на учете в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск как многодетная.
Решениями Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Веселовой Н.В. отказано: 1) №2 от 21 января 2015г. - в предоставлении ежемесячного пособия на ребенка, 2) №000002 от 26 января 2015г. - в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, 3) №1 от 27 января 2015г. - в назначении и выплате ежегодного пособия на ребенка школьного возраста, 4) №2 от 21 января 2015г. - в предоставлении ежемесячного пособия на ребенка.
Согласно позиции УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск у Веселовой Н.В. отсутствует право на указанные меры социальной поддержки, поскольку у нее не имеется места жительства на территории Красноярского края (так – в решениях).
Истец полагает указанные решения незаконными и просит, кроме того, в связи с возникшим спором, судебным решением признать, что г. Железногорск Красноярского края является ее и ее несовершеннолетних детей постоянным местом жительства.
При признании приоритетными доводов истца суд руководствуется установленными фактическими обстоятельствами.
Законом Красноярского края от 09.12.2010 года №11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", ранее действовавшим (до 31.12.2010г.) Законом Красноярского края от 26.10.2006 года №20-5293, установлены меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае.
Согласно ст. 1 этого Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Для целей настоящего Закона применяемые термины и понятия означают:
многодетные семьи - семьи, имеющие трех и более детей (усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых), не достигших восемнадцатилетнего возраста, проживающие совместно;
неполные семьи - семьи, в которых воспитывает и проживает совместно с ребенком один родитель (опекун), брак которого расторгнут (не был заключен), либо другой родитель умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), отбывает срок наказания в местах лишения свободы (ст. 1.1).
Статьями 8, 9 Закона предусмотрены такие меры социальной поддержки, как ежегодное пособие на ребенка школьного возраста; ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края (в том числе временной) для проезда детей школьного возраста;
Право на ежегодное пособие на ребенка школьного возраста имеет один из родителей (лицо, его заменяющее) многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид, совместно проживающий с ребенком (детьми).
Ежегодное пособие назначается в размере (...) рубля на каждого ребенка. Размер ежегодного пособия устанавливается с применением районного коэффициента, установленного действующим законодательством
Право на приобретение единого социального проездного билета или на получение социальной карты… имеет учащийся общеобразовательного учреждения до достижения им возраста восемнадцати лет из многодетной семьи; семьи, в которой оба родителя (законных представителя) инвалиды; неполной семьи, в которой родитель (законный представитель) инвалид.
Право на ежемесячную компенсацию расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте ребенка школьного возраста (далее - ежемесячная компенсация расходов) имеет один из родителей (лицо, его заменяющее) многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид, совместно проживающий с ребенком (детьми).
Законом Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае"в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детейустановлены дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.Право на дополнительные меры поддержки возникает у женщин, родивших третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года. Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: отсутствие места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки
Законом Красноярского края от 11.12.2012 №3-876 «О ежемесячном пособии на ребенка» в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Красноярском крае.
Согласно ст. 2 действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, имеющих постоянное место жительства на территории Красноярского края;
В статье 3 Закона содержится понятие многодетные семьи - семьи, имеющие трех и более детей до достижения ими возраста 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством, совместно проживающие;
Согласно ст. 4, ст. 5 Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка с месяца рождения ребенка по месяц достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - по месяц окончания им обучения, но не более чем по месяц достижения им возраста 23 лет) в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается сроком на один год.
В соответствии со ст. 6 Закона размер ежемесячного пособия на ребенка составляет (...) рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере составляет (...) рублей и предоставляется: на детей одиноких матерей; на детей, у которых оба родителя - инвалиды, или детей из неполных семей, в которых родитель - инвалид; на детей из многодетных семей.
В силу ст. 7 закона ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства родителя с ребенком (детьми) на основании заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка и необходимых документов. Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Красноярского края.
Право на ежемесячное пособие на ребенка определяется на дату обращения родителя в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка с документами, установленными перечнем.
Основаниями отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются отсутствие у родителя права на ежемесячное пособие на ребенка, непредставление документов в полном объеме, за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка может быть обжалован в судебном порядке.
Законом Красноярского края от 09.12.2010г. №11-5397 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения: по предоставлению мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, предусмотренных Законом края от 9 декабря 2010 года N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", включающими в себя:
а) прием, регистрацию заявлений и документов, формирование личных дел и ведение электронной базы данных получателей мер социальной поддержки, определение права на меры социальной поддержки, принятие решений о назначении (об отказе в назначении) мер социальной поддержки, уведомление граждан о принятом решении, назначение и выплата следующих мер социальной поддержки:
ежегодного пособия на ребенка школьного возраста;
ежемесячной компенсации расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края (в том числе временной) детей школьного возраста.
Согласно статьи 5 этого Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе:
а) получать субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на исполнение переданных государственных полномочий;
б) издавать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданных государственных полномочий;
в) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
Постановлениями Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 26.02.2009г. №299п, от 01.02.2011 №237 осуществление вышеуказанных полномочий передано УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск
Как установлено судом, право истца и, соответственно, ее несовершеннолетних детей, на получение вышеназванных социальных выплат поставлено в зависимость от наличия постоянной регистрации по месту жительства, между тем, ответчиком признается, что все иные основания для предоставления указанных выплат имеются: семья истца является многодетной, в том числе неполной.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается то место, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрен заявительный порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Разрешая данное гражданское дело, суд исходит также из положений части 1 статьи 38, части 1и части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона (от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Ежемесячная компенсация и пособие, по поводу которых возбужден спор, является мерой социальной поддержки семьям с детьми, которая выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России.
При указанных обстоятельствах наличие постоянной регистрации родителя (ребенка) по месту жительства в Красноярском крае в качестве обязательного условия для назначения и получения ежемесячной выплаты на ребенка является ограничительным условием, поскольку основанием для реализации права на получение указанной ежемесячной денежной выплаты является наличие регистрации по месту жительства, что противоречит положению части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Вместе с тем, оценивая представленные суду материалы в их совокупности, суд полагает, что Веселовой Н.В. при обращении за компенсационными выплатами, за пособием, за сертификатом на материнский (семейный) капитал, были предоставлены все требуемые документы, в том числе, выписка из финансового лицевого счета или домовой книги по своему месту жительства, где имеются сведения о регистрации Веселовой и ее семьи по месту жительства.
Нормами Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона).
При этом регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (статья 5 Закона).
Оценивая представленные суду документы, суд приходит к выводу о том, что истицей ответчику были представлены надлежащие документы, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства, а ссылка ответчика, в свою очередь, что истица зарегистрирована по месту пребывания, является неосновательной.
Кроме того, как установлено судом и не оспорено ответчиком, г. Железногорск Красноярского края является постоянным местом жительства истицы и ее семьи: с рождения истица была зарегистрирована по постоянному месту жительства в г. Железногорск по указанным выше адресам. Из представленных документов в их совокупности следует также, что дети истицы родились и постоянно проживают только в г. Железногорске Красноярского края. Согласно договорам, начиная с 2008г. и по день рассмотрения дела в суде, Администрация ЗАТО г. Железногорск предоставляет истице и ее семье на условиях коммерческого найма жилое помещение – квартиру по <адрес>, при этом договор аналогичного содержания заключается ежегодно, на срок менее года, на этом основании истица регистрационными органами по месту жительств регистрируется временно, что противоречит вышеназванным требованиям Закона.
Истица зарегистрирована в жилом помещении, которое является ее постоянным местом жительства, занимает его на основании договора найма.
Срок, на который истица зарегистрирована в этом жилом помещении, не может являться основанием для ограничения ее в предоставлении ей мер социальной поддержки.
Факт постоянного проживания истицы и ее детей подтвержден в судебном заседании также показаниями свидетелей Сокольской Т.И., Гузей Л.Р., которые полностью подтвердили обстоятельства, изложенные истцом.
С другой стороны судом не установлено каких-либо объективных данных, что у истицы имеется другое место жительства на территории другого региона, ответчиком также на это не указывалось.
Конкретное место жительства истицы – <адрес> - установлено судом на основе совокупности юридических фактов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Веселова Н.В. имеет право на получение вышеуказанных социальных пособий, на получение краевого материнского (семейного) капитала, в том числе с момента обращения – сянваря 2015г., соответственно ей было незаконно отказано в получении мер социальной поддержки, а оспариваемые решения являются незаконными и необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Веселовой Н.В. удовлетворить.
Признать <адрес> постоянным местом жительства Веселовой Н.В., ее несовершеннолетних детей: Веселова А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Трибух А.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Веселовой Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Признать незаконными решения Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края об отказе в выплате ежемесячного пособия на ребенка №2 от 21 января 2015г., об отказе в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал №000002 от 26 января 2015г., об отказе в назначении и выплате ежегодного пособия на ребенка школьного возраста №1 от 27 января 2015г., об отказе в предоставлении ежемесячного пособия на ребенка №2 от 21 января 2015г., обязать Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края назначить Веселовой Н.В. вышеназванные социальные выплаты с момента обращения, выдать сертификат на краевой материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 21 марта 2015г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.