Дело № 2-3169/2019 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
05 июня 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки, об обязании предоставить меру социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 А.А. обратился в суд с настоящим иском к ответчику Балашихинскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки, об обязании предоставить меру социальной поддержки, указывая на то, что он проходит военную службу в войсковой части 3179, дислоцированной в г. Балашиха Московской области. За период прохождения военной службы он принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона РФ, что подтверждается выданным ему удостоверением ФИО1 боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ, на основании ч. 3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он, а позже и члены его семьи были зарегистрированы по адресу воинской части<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 3111 ему было предоставлено служебное жилое помещение, по адресу: <адрес> и заключен договор пользования специализированным жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанное жилое помещение вместе с ним были вселены: его супруга ФИО8 В этот же день ДД.ММ.ГГГГ он принял по акту указанное жилое помещение. С момента предоставления ему жилого помещения, его семья проживает по указанному адресу, он ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на его имя открыт лицевой счет. В марте 2019 года он обратился в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах». По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития Московской области ему было отказано в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Причиной отказа в выплате ему ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания. Он считает, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов по месту его фактического проживания, а отказ в социальной поддержке не основанным на нормах законодательства.
Истец ФИО5 А.А. просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания, по адресу: <адрес>; обязать Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> предоставить ему меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилого помещения в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения с момента прекращения выплаты указанной компенсации.
Судом произведена замена ненадлежащего ответчика Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области на надлежащего ответчика Министерство социального развития Московской области.
В судебное заседание истец ФИО5 А.А. не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствии, исковые требования поддержал.
Ответчик Министерство социального развития Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося истца.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг
по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий
из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона,
в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право
на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме, определены Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления компенсации расходов, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года № 1235/52).
Согласно п.п. 2, 3, 6 указанного выше Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (зарегистрирован в Минюсте России 02 апреля 2013 года № 27963) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 106 названного выше Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО5 А.А. проходит военную службу в войсковой части 3179.
Истец ФИО5 А.А. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ФИО1», что подтверждено удостоверением серии ВВ № (л.д. 9).
Как следует из отметок в паспорте, ФИО5 А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 А.А. (наниматель) и Войсковая часть 3492, в лице командира войсковой части 3492 ВНГ РФ ФИО9, действующего от имени собственника жилого помещения РФ (правообладатель) заключили договор пользования специализированным жилым помещением №, согласно которому правообладатель обязуется предоставить нанимателю в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящая из 1 комнаты, общей площадью 38 кв.м., во владение и пользование для временного проживания в нем, без права регистрации по месту жительства. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена-ФИО8 (л.д. 13-15).
ФИО5 А.А. проживает в указанном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д. 18-21).
При таких обстоятельствах, ФИО5 А.А. имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и на оплату указанного выше жилого помещения.
Истец обращался к ответчику за предоставлением ему указанной меры социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, на что дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что в предоставлении мер социальной поддержки отказано в связи с тем, что фактическое местонахождение, отображенное в договоре найма специализированного жилого помещения, не совпадает с местом регистрации в паспорте (л.д. 16-17).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении ФИО3 той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился в Министерство социального развития Московской области.
Регистрация ФИО3, по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением истцом военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении ФИО3 испрашиваемой им меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона.
Нарушенное право ФИО3 возможно восстановить путем признания права на предоставление меры социальной поддержки, обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов компенсация назначается с ДД.ММ.ГГГГ, так как компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, иск ФИО3 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания обоснован, подлежит удовлетворению с указанием предоставления компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО3 право
на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО1» по месту проживания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области предоставить ФИО3 меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО1», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в Балашихинский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд, через Балашихинский горсуд Московской области, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.А. Быстрякова
Копия верна
Судья
Секретарь
Дата выдачи 14.06.2019
УИД 50RS0№-93
Решение не вступило в законную силу
Подлинник решения находится в гражданском деле №
В производстве Балашихинского городского суда
Судья
Секретарь