Дело № 2-838/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 19 марта 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Козьмик Л.А.,
при секретаре Ничипуренко Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович ФИО8 к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Комович Е.В. с иском к ГУ - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просит признать бездействия ответчика, выразившееся в непредоставлении Комович Е.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 г. незаконными и обязать ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Комович Е.В. и сопровождающему ее лицу – Комович В.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 г. за счет средств федерального бюджета.
Требования прокурора г. Новоалтайска обоснованы тем, что Комович Е.В. является <данные изъяты> и в соответствии с положениями ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Закон) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. Однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение истцу и сопровождающему его лицу в 2014 году не предоставлена, чем нарушено право истца.
Материальный истец Комович Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Процессуальный истец - прокурор Шукурова Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков – ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 5 в судебное заседание не явился, извещен, представлен отзыв, в котором ответчик просит в иске отказать, мотивируя тем, что обеспечение граждан отдельных категорий санаторно-курортным с 01.01.2005 года осуществляется Фондом социального страхования РФ в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами. Поскольку для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, Фонду ежегодно межбюджетными трансфертами из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий календарный год, следовательно затраты, связанные с предоставлением гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с пунктами 4 и 5 Методики расчета объема средств, объем финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц, утверждаемого ежегодно
Министерством труда и социальной защиты РФ и численности граждан из числа включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Исполнительные органы Фонда в свою очередь, за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых государственных контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам. В связи с тем, что стоимость одного дня пребывания гражданина в санаторно-курортных учреждениях в несколько раз выше, чем нормативы финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению в месяц, то складывается ситуация, при которой для приобретения одной путевки на санаторно-курортное лечение требуется привлечение средств, предназначенных на приобретение нескольких путевок на санаторно-курортное лечение, что приводит к невозможности обеспечения в течение календарного года всех 100% граждан, имеющих право на получение государственной услуги в натуральном виде в виде путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ. При этом Фонд и его региональные отделения не вправе привлекать на указанные цели, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку указанные действия, в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ повлекут нецелевое использование бюджетных средств. В определении Конституционного суда от 03.04.2014 № 686-О указано, что если гражданам, имеющим право на санаторно-курортное лечение и подтвердивших наличие показаний и отсутствие противопоказаний для него, услуга в текущем году оказан не была, то право на ее получение переходит на следующий год (пункт 2.3), в связи с чем отсутствуют основания считать нарушенными права и законные интересы указанных граждан. На основании заявления от ДАТА Комович Е.В. поставлена в очередь на предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение. Обеспечить Комович Е.В. путевкой не представилось возможным, поскольку путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее. Региональное отделение Фонда не отказывало истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, и она будет обеспечена путевкой в порядке очередности. Предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение по решению суда нарушит ст. 17 Конституции РФ, а также права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавших заявление ранее и подтвердившим нуждаемость в санаторно-курортном лечении и отсутствие показания для таковых.
Суд, с учетом мнения прокурора, в соответствие с положениями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 данного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при предоставлении социальных услуг инвалиды 1-й группы имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на одного инвалида гарантирует две путевки на санаторно-курортное лечение, а также два специальных талона на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Согласно п.5 ст. 6.3 названного Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328. Данный Порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Действие настоящего Порядка распространяется на граждан, приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 3.3 данного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Для получения путевки, в соответствии с установленными в п.п. 3.6, 3.7 Порядка требованиями, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Судом установлено, что Комович Е.В., ДАТА года рождения, является <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> НОМЕР (л.д.7).
Тот факт, что в 2014 году истец являлась получателем набора социальных услуг, подтверждается сообщением ГУ-УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе от ДАТА (л.д. 22) и ответчиком не оспаривается.
Как следует из заявления Комович Е.В., она обратилась в филиал № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ДАТА с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение.
Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения подтверждалось справкой для получения путевки от ДАТА № <данные изъяты> выданной Комович Е.В. по соответствующей форме № 070/у-04. В справке также указано на необходимость сопровождения (л.д.16).
Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения сопровождающим лицом ФИО14 подтверждалось справкой для получения путевки от 01.09.2014 г. № 297, выданной по соответствующей форме № 070/у-04 (л.д.20).
Согласно уведомлению из филиала № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комович Е.В. 02.09.2014 года на основании представленных документов поставлена на очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комович Е.В. имела право на обеспечение санаторно-курортным лечением в 2014 г., а также на предоставление такой путевки сопровождающему его лицу и ею был соблюден установленный законом порядок обращения для получения путевки.
Ответчиками не оспаривается, что Комович Е.В. путевка на санаторно-курортное лечение за 2014 год не предоставлялась, что фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.
Как указано в сообщении ответчика, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета. Путевка Комович Е.В. не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления (л.д. 13-14).
Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но, будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В силу прямого указания в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» на то, что инвалиды имеют право на предоставление путевки, следует, что такая социальная помощь является обязанностью государства. При этом в Законе отсутствуют положения, предусматривающие возможность ограничения обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Поэтому доводы ответчика, изложенные в отзыве, являются несостоятельными.
Довод ответчика, что внеочередное предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение нарушит права и законные интересы иных граждан, подавших соответствующие заявления ранее, суд также считает несостоятельным, поскольку санаторно-курортное лечение гарантируется всем гражданам, нуждающимся в таком лечении и не имеющих противопоказаний к этому, и выдача путевки одному заявителю не должна повлечь неоказание социальной услуги иным гражданам.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действия ГУ-АРО ФСС РФ, выразившиеся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год, являются незаконными, а истец имеет право на предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период (за 2014 год). Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Кроме того, из справки для получения путевки от ДАТА НОМЕР усматривается, что Комович Е.В. и в настоящее время по состоянию здоровья рекомендовано санаторно-курортное лечение с сопровождением, а согласно справке по форме 070/у-04 от ДАТА НОМЕР у сопровождающего ее лица Комович В.С. противопоказаний к такому лечению не имеется. Срок действия справок, составляющий 6 месяцев, на момент вынесения решения не истек.
То обстоятельство, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 Закона является календарный год, не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца.
Довод ответчика об отсутствии нарушений прав Комович Е.В. на санаторно-курортное лечение в 2014 году основан на неверном толковании норм материального права, так как данными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 686-О разъяснениями предусматривается переход права на получение путевки на следующий год, в случае ее непредоставления в текущем году, суд находит несостоятельным, так как сохранение ответчиком за истцом права на получение путевки в следующем году ввиду ее непредоставления в истекшем периоде, не устраняет наличие нарушенного права истца на получение путевки в течение 2014 года, что прямо предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
Надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на территориальном органе Фонда социального страхования РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович Е.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.9 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу положений главы 9 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в местный бюджет.
Таким образом, с ГУ-АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение Комович ФИО10 и сопровождающему ее лицу Комович В.С..
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Комович ФИО11 и сопровождающему ее лицу Комович В.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход муниципального образования г. Новоалтайска Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий Л.А.Козьмик