№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,
при секретаре Сафиулиной И.А.,
с участием представителя истца Тимошкина Н.М., представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области – Хацковой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Сухова П.Е. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Сухов П.Е. обратился с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования мотивировал тем, что, как участник Великой Отечественной войны имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального Закона «О ветеранах», в том числе на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета. Он обратился в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ему меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку в <данные изъяты> году им была произведена сделка по отчуждению имевшегося в его собственности жилого дома по вышеуказанному адресу. Считает данный отказ неправомерным, поскольку и до совершения сделки он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, заключение договора дарения дома не повлияло на жилищные условия истца. Просит признать за ним право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Истец в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что Сухов П.Е. является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», что не оспорено ответчиком, подтверждается бессрочным удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки, что подтверждается сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что в <данные изъяты> году истец произвел сделку по отчуждению имевшегося в собственности жилого дома.
Суд полагает, что данный отказ является незаконным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пунктов 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Сараевского районного совета депутатов Рязанской области №207 от 06.03.2006 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м. общей площади на одного человека.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Сухов П.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся и является в настоящее время собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и его внуком <данные изъяты> заключен договор дарения данного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Между теми сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен новый договор дарения указанного дома, в соответствии с которым право собственности на дом вновь зарегистрировано за Суховым П.Е. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В принадлежащем ему жилом доме истец зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме Сухова П.Е., в доме зарегистрированы и проживают его жена <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) и внук <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время). Также в указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (до момента смерти) была зарегистрирована и проживала дочь истца <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, выпиской из домовой книги администрации <данные изъяты>, не оспорены ответчиком.
Судом не могут быть приняты доводы ответчика о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Площадь жилого помещения на момент заключения Суховым П.Е. договора дарения на каждого члена семьи составляла до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> После смерти ДД.ММ.ГГГГ дочери <данные изъяты> в дом ДД.ММ.ГГГГ вселился внук истца <данные изъяты>, поскольку в силу престарелого возраста (истцу было <данные изъяты> лет, его жене <данные изъяты> – <данные изъяты> года) Сухов П.Е. и <данные изъяты> не могли проживать одни. Следовательно, на момент обращения истца к ответчику и по настоящее время площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет – <данные изъяты> кв. м, то есть не изменилась.
Поскольку истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до заключения договора дарения жилого дома, так и после него, факт отчуждения им жилого дома никаким образом не влиял на его нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Суд приходит к выводу, что на момент обращения к ответчику с заявлением у истца имелось право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, указанная нуждаемость сохранилась до настоящего времени.
Таким образом, истец, являясь участником Великой Отечественной войны, обладая правами и льготами, установленными статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее истец не использовал данное право. Намеренных действий с целью признания нуждающейся в жилых помещениях, Сухов П.Е. не совершал.
При таких обстоятельствах ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки, установленных подпунктом подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». За истцом должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Суховым П.Е. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г.Рязани.
Судья