Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2242/2014 ~ М-2067/2014 от 15.08.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2014 года                                                                           город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,

при секретаре Шабалиной О.В.,

с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Белобородова И.В.,

представителя администрации г. Лесосибирска Гладун Г.С.,

представителей ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» Былкова С.Б., Коваленко В.Е.,

ответчика Бекчурина О.И., его представителя Брюханова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования г. Лесосибирск, неопределенного круга лиц к администрации г. Лесосибирска, ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», Бекчурину О.И. об установлении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение производственных отходов,

УСТАНОВИЛ:

    С учетом измененных исковых требований прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования г. Лесосибирск, неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г. Лесосибирска, ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» обязанности ликвидировать несанкционированное размещение производственных отходов на земельном участке земель неразграниченной государственной собственности в г. Лесосибирске, категория земель населенных пунктов, с кадастровым номером местоположение установлено относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в 1350 метрах по направлению на юго-запад, площадью 4000 кв.м, согласно прилагаемой схеме в течение 4-х месяцев с момента вынесения судом решения и вступления его в законную силу; о возложении обязанности на арендатора Бекчурина О.И. ликвидировать несанкционированное размещение отходов лесопиления (горбыль, обрезки 4 м) объемом 200 куб.м на площади 100 кв. м на земельном участке земель неразграниченной государственной собственности в г. Лесосибирске, категория земель населенных пунктов, с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в 1350 метрах по направлению на юго-запад (л.д. 2-5, 51-52).

    Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что на указанном земельном участке неустановленными лицами произведена отсыпка карьера шлаковыми отходами. До июня 2013 г. в ведении предприятия ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» находился промышленный объект ТС 2, в результате эксплуатации которого образовывались золошлаковые отходы 4 класса опасности, которые вывозились предприятием на указанный земельный участок.

    Земельный участок эксплуатировался ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» на основании постановления администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении опасных отходов производства и потребления».

    В настоящее время по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на основании постановления администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок предоставлен в аренду Бекчурину О.И. В период использования земельного участка арендатором Бекчуриным О.И. произошло его захламление отходами лесопиления.

    В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Белобородов В.И. на заявленных требованиях настаивает, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Гладун Г.С. с иском не согласился, представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с постановлением администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды спорного земельного участка с Бекчуриным О.И. ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена внеплановая проверка по требованию от ДД.ММ.ГГГГ Службы по контролю в сфере природопользования об устранении нарушений природоохранного законодательства. В результате осмотра выездной проверки установлено, что на земельном участке отсутствуют объекты производственной базы, ненадлежащее накопление отходов лесопиления на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка указанного земельного участка муниципальным инспектором администрации г. Лесосибирска ФИО7, главным специалистом КУМС г. Лесосибирска Гладун Г.С., главным инженером МКУ «Архитектурно-градостроительная группа» ФИО8 Проверка проводилась по вопросу выполнения условий использования земель, находящихся в аренде по договору. В ходе проверки установлено складирование большого количества отходов лесопиления, обнаружены очаги их возгорания в 3-х местах, что создает пожароопасную обстановку для рядом находящегося лесного массива и ухудшение качества атмосферного воздуха. Несмотря на то, что договором аренды предусмотрено: не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории, в период использования земельного участка арендатором произошло его захламление. Администрация города своевременно и надлежащим образом осуществляла контроль за состоянием земельного участка и порядком его использования и своевременно обнаружила неисполнение арендатором требований законодательства и положений договора аренды. Ответчиком по настоящему иску является Бекчурин О.И., так как загрязнение территории происходит вследствие его хозяйственной деятельности.

    Представители ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» по доверенностям Букина Ю.Ю., Былков С.Б., Коваленко В.Е. с иском не согласились? пояснив, что на указанном в иске земельном участке ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» не осуществляло несанкционированное размещение производственных отходов, при решении вопроса о предоставлении Бекчурину О.И. в аренду земельного участка проводилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза, согласно которой на спорном участке накопления мусора и отходов отсутствует, в акте приема-передачи земельного участка указано, что состояние участка на момент его передачи соответствует разрешенному использованию, стороны взаимных претензий не имеют. То есть золошлаковые отходы и отходы лесопиления отсутствовали на спорном участке как на момент предоставления земельного участка в аренду Бекчурину О.И. в феврале 2014 г., так и на момент составления экспертного заключения в октябре 2013 г.

    Ответчик Бекчурин О.И., его представитель Брюханов В.А. с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Бекчурин О.И. обратился с письменным заявлением к прокурору г. Лесосибирска о незаконном складировании в черте города золошлаков с указанием конкретных мест складирования, в том числе, и на спорном земельном участке, для того, чтобы прекратить дальнейшее захламление золошлаками земель города Бекчуриным О.И. был оформлен договор аренды земельного участка, считают, что прокурором не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о захламлении арендатором Бекчуриным О.И. земельного участка, доказательств согласия Бекчурина О.И. на предоставление прав третьим лицам складировать отходы лесопиления на предоставленном ему земельном участке. Бекчуриным О.И. предприняты меры по недопущению захламления земельного участка: перегорожена проезжая часть, вывешена предупреждающая табличка.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 8 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ) «Об отходах производства и потребления», регламентирующей полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании п. 5 статьи 12 указанного Закона запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В силу статьи 13 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

На основании ст. 2 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (в ред. от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 22 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (в ред. от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Город Лесосибирск» и Бекчуриным О.И. заключен договор аренды земельного участка из земель, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером , расположенного относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в 1350 метрах по направлению на юго-запад, на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-16).

Указанный земельный участок предоставлен для размещения производственной базы по производству пиломатериалов и переработке отходов лесопиления.

Пунктом 4.4.7. договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

Установлено, что в ходе совместной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Лесосибирска совместно с муниципальным инспектором администрации г. Лесосибирска, главным специалистом КУМС г. Лесосибирска, установлено, что на указанном выше земельном участке имеется несанкционированное размещение отходов лесопиления (горбыль, обрезки 4 м) объемом 200 куб. м на площади 100 кв.м, а также установлено 3 очага локального возгорания отходов лесопиления.

Также установлено, что представителями администрации г. Лесосибирск неоднократно проводились проверки целевого использования спорного земельного участка, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которых было установлено, что предоставленный в аренду Бекчурину О.И. земельный участок захламлен отходами лесопиления, имеются очаги возгорания, что создает пожароопасную обстановку (л.д. 92-95, 99-106).

В нарушение изложенных выше законодательных норм арендатор земельного участка Бекчурин О.И. не предпринимает меры, направленные на регулярную очистку от отходов территории арендуемого им земельного участка в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Несоблюдение Бекчуриным О.И. указанных выше требований закона влечет за собой нарушение интересов и прав граждан, проживающих на территории муниципального образования – город Лесосибирск, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования «город Лесосибирск», неопределенного круга лиц, поскольку несанкционированные свалки отходов и непринятие мер к их очистке негативно влияют на окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью человека.

Доказательств того, что спорный земельный участок захламлен ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» золошлаковыми отходами прокурором не представлено, в судебном заседании не добыто.

Установлено, что при решении вопроса о предоставлении Бекчурину О.И. в аренду земельного участка проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, составлен протокол измерений ионизирующих излучений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на спорном участке накопления мусора и отходов отсутствуют, земельный участок соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 146-157).

Кроме того, из акта приема-передачи земельного участка, составленного при заключении договора аренды с Бекчуриным О.И., следует, что состояние участка на момент его передачи соответствует разрешенному использованию, стороны взаимных претензий не имеют (л.д. 14).

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении обязанности на администрацию г. Лесосибирска, ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» ликвидировать несанкционированное размещение производственных отходов, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора г. Лесосибирска удовлетворить частично.

    Возложить на Бекчурина О.И. ликвидировать несанкционированное размещение отходов лесопиления (горбыль, обрезки 4 м) объемом 200 куб. м на площади 100 кв. м на земельном участке земель неразграниченной государственной собственности в г. Лесосибирске Красноярского края, категория земель населенных пунктов, с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в 1350 метрах по направлению на юго-запад после вступления решения в законную силу.

    В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.

Судья                                                                                             Т.А. Бурмакина.

2-2242/2014 ~ М-2067/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Лесосисбирска
Ответчики
ОАО "Лесосибирский ЛДК-1"
Бекчурин Олег Игоревич
Администрация г. Лесосисбирска
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Бурмакина Т.А.
Дело на сайте суда
lesosib--krk.sudrf.ru
15.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2014Передача материалов судье
19.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2014Подготовка дела (собеседование)
16.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Судебное заседание
10.11.2014Судебное заседание
14.11.2014Судебное заседание
19.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2014Дело оформлено
20.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее