дело №2-234/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2017 г. пос. Колпна
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Овсянникова С.А., при секретаре Авериной Н.И.,с участиемистца Козлова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Козлова В.Г. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Козлов В.Г. обратился в суд с иском к государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ) о назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Колпнянским районным судом и 14.04.1989 прибыл для отбытия наказания в ИТК ЯИ-22/5 (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) п.Нарышкино Урицкого района Орловской области, откуда 27.08.1993 был освобождён по отбытии срока наказания. Территория населённого пункта п.Нарышкино Урицкого района Орловской области с 26.04.1986г. по настоящее время загрязнена радиоактивными элементами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РСФСР от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, проживающие, а также работающие на территории данных населённых пунктов, пользовались льготами зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом. Дополнительная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривает для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В марте 2017 года он обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости за период проживания в зоне радиационного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В праве на пенсию со снижением общеустановленного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ему было отказано, так как не доказан факт постоянного проживания в вышеуказанной зоне. Просит признать отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области включить период отбытия им срока наказания в ИТК ЯИ-22/5 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области с 14.04.1989 по 27.08.1993, как проживающего и работающегона территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области – назначить ему досрочную пенсию по старости и произвести выплату пенсии с момента достижения им возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Козлов В.Г. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчикаГУ УПФ РФ в судебное заседание не прибыл, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать, считая, что справка об отбывании наказания Козловым В.Г. не может быть принята в качестве подтверждения факта его проживания в зоне со льготным социально-экономическим статусом, а период его работы в исправительном учреждении по действующему в то время законодательству может быть включен в трудовой стаж только с 01.09.1992, в связи с чем, оставшегося периода недостаточно для принятия решения о снижении пенсионного возраста.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом.
Согласно Примечанию к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно справке серии № от 27.08.1993, выданной исправительно-трудовым учреждением ЯИ-22/5, Козлов В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывал наказание в местах лишения свободы с 20.02.1989 по 27.08.1993 (л.д. 11).
Из справки ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от 02.03.2017 № следует, что Козлов В.Г. содержался в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с 14.04.1989 по 27.08.1993 (л.д. 13).
Исправительное учреждение - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области располагается по адресу: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Заводская, д. 62.
Козлов В.Г., обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на территории с льготным социально – экономическим статусом на протяжении 4 лет.
31.03.2017 Козлову В.Г. было отказано в назначении пенсии со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку, по мнению ответчика, учреждение уголовно-исполнительной системы является местом пребывания для гражданина, отбывающего наказание, а не местом жительства (л.д. 8-9).
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Правительством РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., и Перечнем, утвержденным Правительством РФ от 18.12.1997 г. N 1582, действующем с 01.02.1998 г., указан населенный пункт - п.Нарышкино Урицкого района Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, которым был утвержден перечень населенных пунктов, относящихся к зонам проживания с льготным социально-экономическим статусом, также содержит п. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
Суд считает, что доводы ответчика в части того, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы не могут быть признаны лицами, проживающими на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и поэтому не имеют права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, основаны на неправильном толковании закона.
Так, отбывание наказания и работа в местах лишения свободы в течение указанного времени аналогичны понятию, предусмотренному вышеуказанным законом - постоянное проживание (работа), поскольку для предоставления указанной социальной льготы (снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости) необходимо документальное подтверждение постоянного (длительного) пребывания, проживания в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на ЧАЭС. Как указывалось выше, факт постоянного пребывания истца в период с 14.04.1989 по 27.08.1993, т.е. в течение 4-х лет, в ИТК ЯИ-22/5 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области подтвержден соответствующей справкой, которая вопреки доводам представителя ответчика подтверждается факт постоянного непрерывного проживания истца на территории п. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
На основании ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Между тем отсутствие сведений о регистрации гражданина не может служить основанием для ограничения его пенсионных прав и для отказа в иске, при наличии иных доказательств, подтверждающих факт проживания по определенному адресу.
Принимая Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", законодатель, исходя из того, что государство ответственно перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, предусмотрел в ст. ст. 32 - 35 один из способов возмещения вреда лицам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших после аварии на Чернобыльской АЭС и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных территориях.
Ущемление прав названной категории граждан на возмещение вреда, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации, привело бы к нарушениям ее статьи 55. В результате чего в отношении этих граждан было бы допущено и отступление от конституционного принципа равенства перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Поскольку в период с 14.04.1989 по 27.08.1993, т.е. на протяжении 4-х лет истец проживал в ИТК-22/5 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области, расположенном на территории населенного пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС, суд приходит к выводу о наличии у него права на снижение пенсионного возраста на 1 год.
Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.
Довод о том, что по действовавшему на момент отбывания наказания Козловым В.Г. законодательству, время работы до 01.09.1992 в исправительной колонии в трудовой стаж не засчитывалось, а потому не может быть учтен для досрочного назначения пенсии, отвергается судом, поскольку суд пришел к выводу о приобретении истцом права по альтернативному основанию.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" право на назначение пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Козловым В.Г. исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Козлова В.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области, удовлетворить.
Признать отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области включить период отбытия Козловым В.Г. срока наказания в ИТК ЯИ-22/5 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области с 14.04.1989 по 27.08.1993, как проживающего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению на 1 год за 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и признать за Козловым В.Г. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе Орловской области – назначить Козлову В.Г. досрочную пенсию по старости и производить выплату пенсии с момента возникновения права на назначение пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Колпнянский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2017 года.
Председательствующий ________________