Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2013 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Елфимовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абасова М.М. о признании противоречащим федеральному закону и недействующим в части Закона Красноярского от 04.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»
УСТАНОВИЛ:
Абасов М.М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному закону и недействующим пункт «в» статьи 23 Закона Красноярского от 04.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее Закон края).
Требование мотивировал тем, что пункт «в» статьи 23 Закона края, включая в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и (или) осушительными системами, превысил пределы компетенции субъекта РФ, поскольку ограничил права собственников таких участков в их использовании.
В судебном заседании представитель заявителя Деменишин А.В. требования поддержал, представители Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края Стрикис О.А. и Бородавкин С.В. заявленные требования не признали.
Суд, выслушав доводы и возражения представителей сторон, заключение прокурора Назаркина В.П., просившего об отказе в удовлетворении заявления, проанализировав правовые нормы, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет гражданам, считающим, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права, гарантированные законами и другими нормативными правовыми актами, право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Закон края был принят Законодательным Собранием Красноярского края 04.12.2008 года, подписан Губернатором края 19.12.2008 года. Опубликован в газете «Наш Красноярский край» №50 от 23.12.2008 года и Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края №69(290) от 24.12.2008 года, в порядке, предусмотренном в Законе Красноярского края №5-773 от 20.12.2002 года «О порядке опубликования и вступления в законную силу законов и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края» (л.д. 10-35).
Закон края следует отнести к нормативному правовому акту, поскольку он обладает необходимыми признаками, а именно: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Заявитель имеет в собственности земельный участок, который включён в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, утверждённый Постановлением Правительства Красноярского края от 07.10.2010 года №496-п (л.д. 36).
Это обстоятельство подтверждается приобщённой к заявлению копией свидетельства о праве собственности на земельный участок (л.д. 37) и не оспаривается представителями Законодательного Собрания и Губернатора.
Следовательно, заявителю принадлежит право оспаривания Закона края в порядке главы 24 ГПК РФ, поскольку он затрагивает его интересы.
Проверяя соответствие пункта «в» статьи 23 Закона края нормам федерального законодательства, следует исходить из того, что он, в соответствии его с частью 1 статьи 1 регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае.
Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 2 ЗК РФ предусмотрено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статья 23 Закона края, пункт «в» которой оспаривается заявителем, содержится в главе 3 Закона края, регулирующей особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 79 ЗК РФ предусматривает особенности использования сельскохозяйственных угодий.
Часть 1 статьи 79 ЗК РФ раскрывает понятие сельскохозяйственных угодий как пашен, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). В этом же положении ЗК РФ указано, что сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть 4 статьи 79 ЗК РФ предусматривает право субъектов Российской Федерации на включение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Конструкция части 4 статьи 79 ЗК РФ составлена таким образом, что из её буквального содержания не следует вывод о возможности включения в такого рода перечни только сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Напротив, из содержания этого положения Федерального закона следует, что субъекты Российской Федерации вправе, помимо прямо указанных в Федеральном законе, включать в такие перечни и иные виды особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Доводы заявителя о том, что Законом края введены ограничения в пользовании земельными участками, которые имеют признаки, перечисленные в пункте «в» статьи 23 Закона края, необоснованны.
Из пункта 2 части 1 статьи 9 ЗК РФ следует, что установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Однако нет оснований считать что пункт «в» статьи 23 Закона края принят в нарушение пункта 2 части 1 статьи 9 ЗК РФ.
В самой статье 23 Закона края не предусмотрено каких-либо ограничений прав собственников земельных участков, перечень которых в ней приведён.
Полномочия Российской Федерации по установлению ограничений прав собственников земельных участков реализованы в статье 7 ФЗ РФ от 21.12.2004 года №172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В части 2 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Следовательно, пункт «в» статьи 23 Закона края, предусматривая в перечне сельскохозяйственных земель, использование которых для других целей не допускается, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и (или) осушительными системами, не превышает компетенцию Красноярского края – субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Абасову М.М. о признании противоречащим федеральному закону и недействующим пункт «в» статьи 23 Закона Красноярского от 04.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Решение вступило в законную силу 19 марта 2014 года.
Копия верна Полынцев С.Н.