РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2012г. Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Красноярского края Егорова В.А.,
при секретаре Арискиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> края гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании Устава Апано-Ключинского сельсовета <адрес> противоречащим закону в части,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании пунктов 1.5, 1.16, 1.19, 1.20, 1.21, 1.26, 1.31 ст. 7, ст. 8, ч. 3 ст. 9, п.5 ст.13, п. 1.11 ч. 1 ст. 15, п. 1.6 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 29, п. 3.1 ч. 3 ст. 34, абз. 1 ч. 1 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 39, ч. 4 ст. 35, абз. 2 ч. 3 ст. 61, п. 1.7 ч. 1 ст. 60, ч. 8 ст. 61 Устава Апано-Ключинского сельсовета <адрес> противоречащими закону, мотивируя свое заявление тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что Устав Апано-Ключинского сельсовета <адрес> не в полной мере соответствует действующему законодательству. По результатам данной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> был вынесен протест на устав с требованием о приведении устава в соответствии с действующим законодательством, однако до настоящего времени изменения в Устав не внесены.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Егоров В.А. требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Апано-Ключинского сельсовета – и.о. главы Апано-Ключинского сельсовета ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в представленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии, не возражала против удовлетворения заявленных прокурором <адрес> требований.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Егорова В.А., исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч., ч. 1, 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст. 43 вышеуказанного закона, Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 44 упомянутого Федерального закона Уставом муниципального образования должны определяться: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Кроме этого уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как видно из Устава Апано-Ключинского сельсовета <адрес> положения пунктов 1.5, 1.16, 1.19, 1.20, 1.21, 1.26, 1.31 статьи 7, ст. 8, ч.3 ст.9,п.5 ст.13,п. 1.11 ч. 1 ст. 15, п. 1.6 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 29, п. 3.1. ч. 3 ст. 34,абз.1 ч.1 ст.37, п.3 ч.2 ст.39, ч.4 ст.35, п. 3.1 ч.3 ст. 34, п.4 ст.35, ч.1 ст.37, абз.2 ч.3 ст. 61, п.1.7 ч.1 ст. 60, ч.8 ст.61 противоречат положениям Федерального законодательства.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
- осуществление муниципального лесного контроля;
- до ДД.ММ.ГГГГ предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
- осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Однако пункты 1.5, 1.19, 1.20, 1.21, 1.26, 1.31 статьи 7 Устава, определяющей вопросы местного значения, не в полной мере соответствуют требованиям статьи 14 указанного выше Федерального закона. Кроме того, в статье 7 Устава отсутствуют пункты следующего содержания:
-предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
-до ДД.ММ.ГГГГ предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
-осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
-осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
-обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
-осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселения имеют право, в том числе, на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
В п. 1 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» закреплены возрастные ограничения пассивного избирательного права применительно к тем случаем, когда выборы заключаются непосредственного населением в результате прямых выборов. В соответствии с п. 5 ст. 20 Устава депутатом Совета может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, обладающий избирательным правом. В связи с тем, что правом быть избранным в представительные органы местного самоуправления имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, то и главой муниципального образования, может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
Таким образом, п. 5 ст. 13 Устава противоречит действующему законодательству.
Пунктом 1.11 части 1 статьи 15 Устава предусмотрено, что полномочия главы сельсовета прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий совета депутатов, из состава которого он избран, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 указанное основание прекращения полномочий главы муниципального образования признано утратившим силу.
Пункт 1.6 части 1 статьи 23 Устава не в полной мере соответствует требованиям пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона №-Ф3, так как пункт 6 части 10 дополнен словами «, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Часть 1 статьи 29 Устава в нарушение требований части 10 статьи 40 Федерального закона №-Ф3 не содержит исчерпывающего перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата, так как указанная статья дополнена частью 10.1., согласно которой, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом №-Ф3.
В нарушение части 11 статьи 40 Федерального закона №-Ф3 в статье 29 Устава не определены сроки принятия решения представительным органом о досрочном прекращении полномочий депутата.
Пункт 3 части 2 статьи 39 Устава не в полной мере соответствует пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона №-Ф3, так как Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 внесены изменения, а именно после слов «проекты межевания территорий,» имеется дополнение словами «проекты правил благоустройства территорий,».
Согласно ч. 4 ст. 35 Устава число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет 5 человек.
В силу п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Таким образом, закрепленное в п. 4 ст. 35 Устава число членов избирательной комиссии в количестве 5 человек противоречит требованиям п. 6 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ.
Пункт 4 статьи 35 Устава содержит положение об образовании на территории сельсовета избирательной комиссии. Однако Уставом не определены порядок формирования и полномочия избирательной комиссии, не определены сроки полномочий комиссии. В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона №-Ф3 порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 8 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, а также местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Противоречит действующему законодательству п. 3.1 ч. 3 ст. 34 Устава, определяющий, что решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов по инициативе, выдвинутой 1% жителей сельсовета, имеющих право на участие в местном референдуме и зарегистрированных на территории сельсовета, но не менее 25 человек.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О референдумах в <адрес>» инициатива граждан РФ по проведению местного референдума реализуется через инициативную группу, формируемую в количестве не менее 10 человек. При этом сама инициативная группа формируется гражданином или группой граждан Российской Федерации, имеющими право на участие в референдуме.
По этому же основанию противоречит Уставному закону <адрес> №абз. 1 ч. 1 ст. 37 Устава, которым определено, что голосование по вопросу изменения границ сельсовета проводится по инициативе 1 % избирателей, зарегистрированных на территории сельсовета, но не менее 25 человек.
Абзац 2 части 3 статьи 61 устава противоречит действующему законодательству, так указанным абзацем устава предусмотрено, что Муниципальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1000 рублей, вместе с тем указанная норма признана утратившей силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 1.7 части 1 статьи 60 устава противоречит требованиям статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», так как положение о пособиях и компенсациях при прекращении полномочий признано утратившим силу - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Часть 8 статьи 61 устава не в полной мере соответствует требованиям части 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», в части «2,3 десятых должностного оклада», законом установлено, что «...размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из ежемесячного денежного содержания, которое не должно превышать 2,8 должностного оклада...».
Кроме того, в Уставе выявлены коррупционные факторы, а именно в ч. 3 ст. 9 Устава предусмотрено, что представительный орган поселения вправе принять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета, предусмотрев соответствующее финансирование в бюджете сельсовета.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно положениям п.п. «а» п. 3 методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, коррупциогенными факторами, являются факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, которые выражаются в широте дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Положениями абз. 2 ч. 5 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Отсутствие в Уставе норм, закрепляющих условия и основания принятия решения о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета, противоречит требованиям части 5 статьи 19 Федерального закона №-Ф3 и способствует возникновению коррупции.
Суд считает, что определить исчерпывающий круг лиц, чьи права нарушаются вышеизложенными положениями Устава, противоречащими закону, невозможно, поэтому в данном случае прокурор имел право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании части 3 вышеуказанной нормы решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 – 198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> о признании Устава Апано-Ключинского сельсовета <адрес> противоречащим закону в части удовлетворить.
Признать пункты 1.5, 1.16, 1.19, 1.20, 1.21, 1.26, 1.31 ст. 7, ст. 8, ч. 3 ст. 9, п. 5 ст. 13, п. 1.11 ч. 1 ст. 15, п. 1.6 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 29, п. 3.1. ч. 3 ст. 34, абз. 1 ч. 1 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 39, ч. 4 ст. 35, абз. 2 ч. 3 ст. 61, п. 1.7 ч. 1 ст. 60, ч. 8 ст. 61 Устава Апано-Ключинского сельсовета <адрес> (в редакции Решения Апано-Ключинского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья