Дело № 2-2789/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 21 сентября 2016 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шутовой Е.В., при секретаре Жильцовой О.С., с участием помощника Ковровского городского прокурора Назаровой Ю.В., истца Горбуновой Л.Н., истца Горбунова М.А., представителя ответчика администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района и представителя третьего лица администрации Ковровского района Лупандиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Коврове гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Горбуновой Л. Н., Горбунова М. А. к администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Горбуновой Л.Н. и Горбунова М.А., обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Клязьминского сельского поселения Ковровского района в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Горбуновой Л.Н. и Горбунову М.А. жилое помещение по договору социального найма со степенью благоустройства, применительно к условиям Клязьминского сельского поселения <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес> <адрес>.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Назарова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объёме, указав в обоснование, что <адрес> поселок, <адрес> городок, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в которой зарегистрированы и проживали на условиях договора социального найма истцы, распоряжением администрации <адрес> <№>-р от <дата> признан непригодным для проживания. В нарушение ст.57 и ст.87 ЖК РФ ответчиком другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлено, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ право на жилище.
Истец Горбунова Л.Н. поддержала исковые требования прокурора, пояснив, что с 2000 года занимается вопросом улучшения своих жилищных условий. Распоряжением администрации <адрес> <№>-р от <дата> <адрес> поселок, <адрес> городок, <адрес> признан непригодным для проживания, а <дата> дом сгорел, в связи с чем они были вынуждены выехать из него. Также пояснила, что отказалась от предоставления ее семье жилого помещения в д.Ильино, поскольку оно является временным, непригодно для проживания, и не на территории Клязьминского сельского поселения. Какого-либо движимого или недвижимое имущества в собственности ни у неё, ни у сына не имеется. Иного места для постоянного проживания либо возможности приобрести другое жилое помещение за счет собственных средств её семья не имеет. Постановлением главы администрации Клязьминского сельского поселения от <дата> <№> ей отказано в признании её и членов её семьи малоимущими.
Истец Горбунов М.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. В судебном заседании поддержал пояснения Горбуновой Л.Н., также пояснив, что Горбунова Л.Н. неоднократно обращалась в администрацию Клязьминского сельского поселения, их дом признан непригодным для проживания, но никаких мер по предоставлению другого жилья администрация не принимает, на очередь по предоставлению жилья их не ставят. Иного места для постоянного проживания они не имеют, возможности приобрести другое жилое помещение за счет собственных средств у них нет.
Представитель ответчика администрации Клязьминского сельского поселения Лупандина А.А. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что распоряжением администрации <адрес> <№>-р от <дата> <адрес> поселок, <адрес> городок, <адрес> признан непригодным для проживания. <дата> Горбунова Л.Н. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара. В настоящее время свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности на территории Клязьминского сельского поселения, не имеется. <дата> администрацией было предложено семье Горбуновой Л.Н. предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда, находящееся по адресу: д.Ильино, <адрес>, а также жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> предоставлением равнозначного рабочего места в должности кассира-бухгалтера в УМП «Бытсервис» в <адрес>. <дата> от Горбуновой Л.Н. поступил отказ, о чем составлен акт. Семья Горбуновых Л.Н. и М.А. малоимущей в установленном законом порядке не признана, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий они не состоят, таким образом, оснований для предоставления жилого помещения не имеется. Также указала, что позиция администрации, изложенная в отзыве, подтверждается также определением Верховного суда РФ от 07.06.2016 года № 43-КГ 16-5. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Ковровского района Лупандина А.А. с исковыми требованиями не согласилась, просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку семья Горбуновых Л.Н. и М.А. малоимущей в установленном законом порядке не признана, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий они не состоят, в связи с чем, оснований для предоставления жилого помещения не имеется. Также пояснила, что в настоящее время свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности на территории Клязьминского сельского поселения, не имеется.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в установленном порядке обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленные санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1,4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением администрации <адрес> <№>-р от <дата> на основании заключения межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> городок, <адрес> поселок, <адрес>, признано непригодным для проживания (л.д.21).
В указанном жилом помещении на условиях договора социального найма, зарегистрированы и проживали до <дата>, т.е. до пожара, Горбунова Л.Н. и Горбунов М.А. (л.д.18, 22).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Горбуновы Л.Н. и М.А. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
Постановлением главы администрации Клязьминского сельского поселения от <дата> <№> Горбуновой Л.Н. отказано в признании её и членов её семьи малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Основанием к отказу является прилагаемый результат исчисления размера доходов и стоимости имущества на каждого члена семьи.
Суд признает обоснованными и заслуживающими внимания возражения представителя ответчика Лупандиной А.А. о том, что для разрешения возникшего спора имеет правовое значение то обстоятельство, что семья истцов не относится к категории малоимущих граждан.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истец и ее сын на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, более того, в признании их таковыми отказано, постановление главы администрации администрации Клязьминского сельского поселения от <дата> до настоящего момента в установленном законом порядке не отменено и незаконным не признано. При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют законные основания для обязывания органа местного самоуправления предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно п.19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.