63RS0039-01-2021-002058-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1939/2021 по административному исковому заявлению Поповой Светланы Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Попова С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указано, что истец является собственником дома и земельного участка по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 26.05.2010 года. Изначально земельный участок выделялся по договору бессрочного пользования в 1950 году в размере 600 кв.м по акту отвода земли. В настоящее время площадь земельного участка составляет 566 кв.м, на кадастровом учете – 507 кв.м. Вместе с тем, конфигурация земельного участка не меняется уже более 15 лет, на участке находятся красные линии, где отсутствуют постройки. Попова С.И. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Основанием для обращения в Департамент градостроительства г.о. Самара послужило получение Поповой С.И. от Департамента управления имуществом г.о. Самара претензии, из которой следовало, что по итогам проведенных мероприятий муниципального земельного контроля в отношении Поповой С.И. возбуждено дело об административном правонарушении за использование без оформленных в установленном порядке документов земельного участка площадью 40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.02.2021 № РД-151 Поповой С.И. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность по договору купли-продажи земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий. Заявитель полагает данный отказ незаконным, поскольку местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, если они проведены на территории участка, который находился в частной собственности до утверждения проекта выделения территории общего пользования.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Попова С.И. просит признать отказ № РД-151 Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.02.2021 года незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу над предварительным согласованием предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 59 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Поповой С.И. по доверенности – Пекин Г.В. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Матвеева Г.В. возражала против иска, по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 26.05.2010 административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:760, площадью 507 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 11-16, 19).
Согласно договору №8233 от 20.01.1950 указанный земельный участок площадью 507 кв.м был предоставлен в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома. По акту отвода земельного участка, приложенного к данному договору, осуществлен отвод земельного участка площадью 600 кв.м (л.д.22-23).
Из претензии Департамента управления имуществом г.о. Самара от 09.09.2019 следует, что по итогам проведенных мероприятий муниципального земельного контроля в отношении Поповой С.И. возбуждено дело об административном правонарушении за использование без оформленных в установленном порядке документов земельного участка площадью 40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.25-27).
18.01.2021 административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп для личного подсобного хозяйства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 59 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №:760, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением от 10.02.201 №РД-151 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ по причине расположения земельного участка в границах красных линий (л.д.28).
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок площадью 59 кв.м находится в границах красных линий улицы Семафорной, что подтверждается выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара.
Из письменных пояснений Департамента градостроительства г.о. Самара следует, что границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со Схемой №5 (Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539.
Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой территории для существующей или планируемой транспортной инфраструктуры, предоставление земельного участка в личную собственность в границах такой территории общего пользования, является недопустимым, противоречит планируемому использованию данной территории. Образование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанным на нормах действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В установленном порядке Генеральный план г.о. Самара в части установления красных линий в границах испрашиваемого земельного участка недействительным не признан.
То обстоятельство, что земельный участок был выделен до принятия документов территориального планирования и отображения на них красных линий, не свидетельствует о незаконности решения административного ответчика, так как при образовании земельного участка административный ответчик обязан руководствоваться документами градостроительного зонирования.
Оспариваемое распоряжение не нарушает права административного истца на использование земельного участка, вопрос о ее исключительном праве на испрашиваемый земельный участок предметом данного спора не является.
Таким образом, в удовлетворении требований о признании распоряжения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности возобновить работу над предварительным согласованием предоставления земельного участка надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Поповой Светланы Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и о возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2021.