Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2497/2018 от 28.08.2018

Судья Зацепилина Е.В.     Дело № 33-2497/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» сентября 2018 года               город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Хомяковой М.Е., Жидковой Е.В.,

при секретаре Касьяновой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой М.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав пояснения представителя ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Петровой М.Г., изучив апелляционную жалобу, письменные возражения, материалы дела,

установила:

Петрова М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Ответчиком ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, т.к. период ее работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года не зачтен в специальный стаж, поскольку согласно Положению <...> и должностной инструкции <должность> не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Полагая отказ ответчика в назначении ей досрочной пенсии незаконным, просила включить указанный период работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию со 02 апреля 2018 года.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.

Повторяя позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, настаивает на том, что спорный период работы не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, так как в работе <должность> отделения <наименование отдела> не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Ссылается на то, что отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не был признан судом необоснованным, в связи с чем, не имеется оснований для признания за истцом права на назначение трудовой пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от

28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи

27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Как установлено в подпунктах 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

    В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря

2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

    Как следует из подпункта «н» пункта 1 вышеуказанного постановления Правительства, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:

    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила);

    Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

    Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, работа в должности <должность>, независимо от наименования должности, дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

Как установлено судом, 02 апреля 2018 года Петрова М.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением от 17 апреля 2018 года и письмом от 18 апреля 2018 года Петровой М.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Согласно письму от 18 апреля 2018 года ее специальный стаж составляет 25 лет 08 месяцев 15 дней. При этом, период работы истца с

05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> не подлежит включению в специальный стаж, так как согласно Положению <...> и должностной инструкции <должность> <наименование отдела>) не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Петрова М.Г. просила включить ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период ее работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года.

Как следует из трудовой книжки, 05 августа 1985 года Петрова М.Г. принята на должность <должность> <наименование отдела> отдела <...>, 20 ноября 1989 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 01 сентября 1990 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 21 сентября 1990 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 02 ноября 1998 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, где работает по настоящее время.

Согласно Уставу <...> усматривается, что целью учреждения является оказание специализированной (в том числе и высокотехнологичной), консультативной, диагностической, лечебной и профилактической медицинской помощи населению Орловской области в амбулаторных и стационарных условиях.

Из выписки из лицевого счета застрахованного лица в отношении Петровой М.Г., предоставленной суду пенсионным фондом, усматривается, что работодатель за период работы с истца с 05 августа 1985 года по

19 ноября 1989 года не передает сведения о ее работе за данный период, как период, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Вместе с тем в справке, выданной истцу для предъявления в пенсионный фонд, работодатель спорный период не указывает как период работы, не подлежащей включению в специальный стаж.

Положение, должностные инструкции <должность> <наименование отдела> отдела и штатное расписание <...> за период с 1985 года по 1989 года согласно ответу на запрос суда первой инстанции не сохранились, а потому по запросу суда не представлены.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели пояснили, что в должностные обязанности <должность> в <наименование отдела> отделе <...> входило оформление больным выписок, справок и иных документов, связанных с прохождением лечения в больнице, оформление и выдача больничных листов, организация консилиума врачей. Они контактировали с больными гражданами.

При таких обстоятельствах, суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований к зачету периода работы истца с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года в должности <должность> <наименование отдела> отдела <...> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Судебная коллегия с указанными выводами соглашается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, Постановлении Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, содержащиеся в подпункте 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила, предусматривающие назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не препятствуют оценке пенсионных прав истца по условиям и нормам, действовавшего в спорный период времени постановления Совета Министров СССР от 17 декабря

1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Поскольку действующим в спорный период законодательством предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей, в котором значатся <должность> больничных учреждений всех типов и наименований, судебная коллегия признает обоснованным включение спорного периода работы истца в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом каких-либо условий, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения действующее в спорный период законодательство не предусматривало.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения у истца подтверждаются Положением о <...> и должностной инструкцией <должность>, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, поскольку не действовали в спорный период времени.

Иные доводы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся

предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Удовлетворяя требования Петровой М.Г. и обязывая ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию со 02 апреля 2018 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано.

По изложенным основаниям не влечет отмену решения суда довод жалобы ответчика о неправомерности назначения Петровой М.Г. пенсии ранее вступления решения в законную силу, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Зацепилина Е.В.     Дело № 33-2497/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» сентября 2018 года               город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Хомяковой М.Е., Жидковой Е.В.,

при секретаре Касьяновой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой М.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав пояснения представителя ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Петровой М.Г., изучив апелляционную жалобу, письменные возражения, материалы дела,

установила:

Петрова М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Ответчиком ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, т.к. период ее работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года не зачтен в специальный стаж, поскольку согласно Положению <...> и должностной инструкции <должность> не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Полагая отказ ответчика в назначении ей досрочной пенсии незаконным, просила включить указанный период работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию со 02 апреля 2018 года.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.

Повторяя позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, настаивает на том, что спорный период работы не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, так как в работе <должность> отделения <наименование отдела> не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Ссылается на то, что отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не был признан судом необоснованным, в связи с чем, не имеется оснований для признания за истцом права на назначение трудовой пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от

28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи

27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Как установлено в подпунктах 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

    В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря

2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

    Как следует из подпункта «н» пункта 1 вышеуказанного постановления Правительства, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:

    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила);

    Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

    Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, работа в должности <должность>, независимо от наименования должности, дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

Как установлено судом, 02 апреля 2018 года Петрова М.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением от 17 апреля 2018 года и письмом от 18 апреля 2018 года Петровой М.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Согласно письму от 18 апреля 2018 года ее специальный стаж составляет 25 лет 08 месяцев 15 дней. При этом, период работы истца с

05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> не подлежит включению в специальный стаж, так как согласно Положению <...> и должностной инструкции <должность> <наименование отдела>) не усматривается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Петрова М.Г. просила включить ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период ее работы в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года.

Как следует из трудовой книжки, 05 августа 1985 года Петрова М.Г. принята на должность <должность> <наименование отдела> отдела <...>, 20 ноября 1989 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 01 сентября 1990 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 21 сентября 1990 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, 02 ноября 1998 года переведена на должность <должность> <наименование отдела> отделения, где работает по настоящее время.

Согласно Уставу <...> усматривается, что целью учреждения является оказание специализированной (в том числе и высокотехнологичной), консультативной, диагностической, лечебной и профилактической медицинской помощи населению Орловской области в амбулаторных и стационарных условиях.

Из выписки из лицевого счета застрахованного лица в отношении Петровой М.Г., предоставленной суду пенсионным фондом, усматривается, что работодатель за период работы с истца с 05 августа 1985 года по

19 ноября 1989 года не передает сведения о ее работе за данный период, как период, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Вместе с тем в справке, выданной истцу для предъявления в пенсионный фонд, работодатель спорный период не указывает как период работы, не подлежащей включению в специальный стаж.

Положение, должностные инструкции <должность> <наименование отдела> отдела и штатное расписание <...> за период с 1985 года по 1989 года согласно ответу на запрос суда первой инстанции не сохранились, а потому по запросу суда не представлены.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели пояснили, что в должностные обязанности <должность> в <наименование отдела> отделе <...> входило оформление больным выписок, справок и иных документов, связанных с прохождением лечения в больнице, оформление и выдача больничных листов, организация консилиума врачей. Они контактировали с больными гражданами.

При таких обстоятельствах, суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований к зачету периода работы истца с 05 августа 1985 года по 19 ноября 1989 года в должности <должность> <наименование отдела> отдела <...> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Судебная коллегия с указанными выводами соглашается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, Постановлении Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, содержащиеся в подпункте 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила, предусматривающие назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не препятствуют оценке пенсионных прав истца по условиям и нормам, действовавшего в спорный период времени постановления Совета Министров СССР от 17 декабря

1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Поскольку действующим в спорный период законодательством предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей, в котором значатся <должность> больничных учреждений всех типов и наименований, судебная коллегия признает обоснованным включение спорного периода работы истца в должности <должность> <наименование отдела> отдела в <...> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом каких-либо условий, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения действующее в спорный период законодательство не предусматривало.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения у истца подтверждаются Положением о <...> и должностной инструкцией <должность>, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, поскольку не действовали в спорный период времени.

Иные доводы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся

предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Удовлетворяя требования Петровой М.Г. и обязывая ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию со 02 апреля 2018 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано.

По изложенным основаниям не влечет отмену решения суда довод жалобы ответчика о неправомерности назначения Петровой М.Г. пенсии ранее вступления решения в законную силу, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2497/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петрова Маргарита Геннадьевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Юдина Светлана Валериевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
11.09.2018Судебное заседание
14.09.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее