Дело 2-1156/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2013 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре Асеевой С.Н.,
с участием прокурора Лысьвенской городской прокуратуры Меркурьевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении обязанности о постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных: интересов неопределенного круга лиц к администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении обязанности о постановке на учет бесхозяйного имущества. В обоснование требований указал на то, что прокуратурой проведена проверка по жалобе физического лица в части исполнении законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании участка автодороги по улице Лермонтова от ул. Дарвина до ул. Полярников в г. Лысьва. В ходе проверки установлено, что указанный участок дороги не имеет собственника, никем не обслуживается и находится в неудовлетворительном состоянии. Отсутствие собственника у дороги влечет невозможность обеспечения ее сохранности, а также обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. До настоящего времени ответчик не обратился в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного участка дороги, что свидетельствует о неисполнении ответчиком полномочий, возложенных на него законом. Просит признать незаконным бездействие администрации города Лысьвы Пермского края, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка дороги от ул. Дарвина до ул. Полярников на пересечении улиц Лермонтова – Ленина и возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанного участка дороги.
В судебном заседании прокурор требования изменил, просил возложить на ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о признании права муниципальной собственности на участок дороги по ул. Лермонтова от ул. Дарвина до ул. Полярников в г. Лысьва.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Лукоянова Т.А. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Так, в соответствие с ч.1 ст. 131 ГК РФ и ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу ч.1 и ч.2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу п. 2 ч.2 и ч.4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, относятся к собственности городских округов.
В соответствии с п. 3 и п.12 ч.1 ст.40 Устава муниципального образования «Лысьвенский городской округ», утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 20.12.2012 года № 266, управление и распоряжение муниципальной собственностью, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложено на администрацию города Лысьвы Пермского края.
Как следует из материалов дела Лысьвенской городской прокуратурой по жалобе гражданина Некрасова А.А., проживающего по адресу: г. Лысьва, ул. Леромнотова,14, проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности в сфере установления собственников автодорог, расположенных на территории Лысьвенского городского округа (л.д.15). В ходе проверки было выявлено, и нашло подтверждение в судебном заседании, что на территории Лысьвенского городского округа имеется участок дороги, расположенный по улице Лермонтова в границах от улицы Дарвина до улицы Полярников в г. Лысьва. Согласно представленной схеме (л.д.8) и акта обследования от 26.08.2013 года (л.д.11-14) указанный участок дороги представляет собой гравийную автомобильную дорогу. При этом, право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано. По сообщению Росреестра в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют сведения о собственниках указанного участка дороги (л.д.9). По данным Единого реестра муниципальной собственности Лысьвенского городского округа спорный участок дороги не является муниципальной собственностью (л.д.6)
Поскольку в суде установлено, что спорный участок дороги реально существует, расположен в административных границах Лысьвенского городского округа, то в силу указанных выше норм закона он является муниципальной собственностью. Таким образом бремя содержания данного объекта недвижимости, в том числе осуществление регистрации права собственности, является обязанностью орган местного самоуправления, осуществляющий от имени муниципального образования полномочия собственника по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. Между тем, отсутствие регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости приводит к ненадлежащему его состоянию: на обочине имеются кустарники небольшие деревьев, кювет зарос травой, отсутствует дренаж у дороги, что подтверждается актом осмотра от 26.08.2013 года (л.д.11), и данное влечет нарушение прав проживающих на территории Лысьвенского городского округа граждан на безопасность дорожного движения.
Таким образом, иск прокурора, направленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен шестимесячный срок в течение которого ответчик обязан обратиться регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. Суд полагает согласиться с указанным сроком, поскольку он является разумным и позволяющим исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░