Дело № 2-3697/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филатова С. С. об оспаривании бездействия администрации Прионежского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 30, 31, Земельного Кодекса РФ, заявитель обратился в Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением, в котором просил обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта в д. <данные изъяты> <данные изъяты> муниципального района Республики Карелия. В заявлении было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагалась выписка из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории, на которой было указано предполагаемое место размещения объекта. В заявлении были указаны все сведения, предусмотренные п. 1 ст. 31 ЗК РФ. Таким образом, заявление соответствовало по содержанию требованиям действующего законодательства. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ письменные обращения граждан поступившие в орган местного самоуправления рассматриваются в течении 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия не рассмотрела заявление истца, действий по рассмотрению заявления в нарушение положений ст. 31 ЗК РФ не осуществлялось, выбор участка не производился. Поскольку Администрацией не был осуществлен выбор земельного участка по заявлению истца он считает, что нарушенное право будет восстановлено путем понуждения Администрации рассмотреть заявление и обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а именно ст. 31 ЗК РФ. На основании изложенного, в соответствии со ст. 30, 31 ЗК РФ, ст. 254, 255, 256 ГПК РФ истец просил бездействие Администрации Прионежского муниципального района признать незаконным; обязать Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия рассмотреть заявление Филатова С. С. от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание заявитель Филатов С.С. не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрении дела. Представитель заявителя Филатов К.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Прионежского муниципального района Ульянова А.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения требований, пояснив, что земельный участок в испрашиваемом заявителем месте Администрация планирует продать через аукцион.
Заслушав пояснения представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке, определенном ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) заявитель обратился в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для ведения садоводства в д. <данные изъяты> <данные изъяты> района. В заявлении было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагалась выписка из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории, на которой было указано предполагаемое место размещения объекта. В заявлении были указаны все сведения, предусмотренные п. 1 ст. 31 ЗК РФ. Таким образом, заявление соответствовало по содержанию требованиям действующего законодательства.
До момента обращения в суд (17.04.2013 года) заявитель не получил ответа на свое обращение. Представитель Администрации в судебном заседании подтвердил, что заявление Филатова С.С. не рассматривалось и не рассмотрено. Причиной не рассмотрения заявления представитель указала большой объем обращений граждан.
В судебном же заседании представитель Администрации пояснила, что даже если бы такое заявление было рассмотрено, то Филатову С.С. было бы отказано в предоставлении участка по тем основаниям, что такие участки в соответствии с Решением Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 года № 4 «Об установлении перечня случаев, предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставляются только аукцион, кроме того, в отношении испрашиваемого участка Администрация приняла решение о продаже его через аукцион, в подтверждение чего представлены акты выбора и постановление Администрации Прионежского муниципального района от 04.03.2011 года № 427.
Отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта препятствует предоставлению испрашиваемого участка в аренду заявителю.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ч.2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Так как использование садового участка не исключает осуществление на нем строительства, то предоставление такого участка должно осуществляться в соответствии со ст.ст. 30, 31 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для садоводства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Довод представителя Администрации о том, что ст. 31 ЗК РФ не содержит никаких сроков рассмотрения заявлений суд находит необоснованным. При отсутствии таких сроков в ст. 31 ЗК РФ, подлежат применению по аналогии нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а соответственно и такие заявления должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12). Несвоевременное рассмотрение обращений граждан приводит к нарушению их прав на получение земельного участка. Однако, на момент рассмотрения заявленных требований судом Администрация так и не рассмотрела заявление Филатова С.С. от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах бездействие Администрации Прионежского муниципального района является незаконным.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что испрашиваемый Филатовым С.С. участок для ведения садоводства должен предоставляться через аукцион в соответствии с Решением Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 года № 4 «Об установлении перечня случаев, предоставления земельных участков исключительно на торгах» суд находит несостоятельным. Так в указанном решении нет упоминания об участках для садоводства или садовых домах, в то время как дачные и жилые дома таковыми не являются в силу положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Кроме того Решением Совета Прионежского муниципального района от 28.03.2013 года № 7 «О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 года № 4» перечень случаев предоставления участков через аукцион дополнен указанием именно на участки, занятые садовыми домами. Однако такое решение принято после обращения Филатова С.С. и вступило в силу только в ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что в отношении испрашиваемого участка Администрация приняла решение о продаже его через аукцион, в подтверждение чего представлены акты выбора и постановление Администрации Прионежского муниципального района от 04.03.2011 года № 427 был тщательно проверен судом и также не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Так согласно представленным заявлениям иных граждан, испрашивавших земельные участки в указанном заявителем месте достоверно установить совпадение местоположения испрашиваемых участков невозможно. Кроме того, невозможность формирования нескольких участков в указанном месте Администрацией также не доказана. Определить возможность размещения таких участков можно только в результате выбора земельного участка. Однако выбор участков по заявлениям иных граждан Администрацией не проводился, действия Администрации и ее бездействия иными лицами не обжаловались. Довод Администрации о том, что в испрашиваемом заявителем месте участки будут выставлены на аукцион не был обоснован представителем. Так согласно представленным актам выбора и приложенным к ним схемам Администрацией в 2011 году выбраны земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, однако убедительных доказательств того, что эти участки находятся в испрашиваемом заявителем месте Администрацией не представлено. Так проект границ таких участков утвержден не на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а на каком-то ином картографическом материале, установить путем зрительного сравнения совпадение выбранных и испрашиваемых участков не представляется возможным. Кроме того, согласно ст. 30.1 и п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка для индивидуального жилищного строительства не требуется.
Согласно положениям п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Однако кадастровый учет указанных участков не выполнен, что подтверждается кадастровым планом территории от 30.04.2013 года, доказательств выполнения кадастровых работ Администрацией не представлено. При таких обстоятельствах решение о проведении аукциона в отношении указанных Администрацией участков не может быть принято.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения о проведении торгов в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось. При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По результатам выбора земельного участка орган местного самоуправления вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в таком согласовании в соответствии с положениями п. 6 ст. 31 ЗК РФ.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Филатова С. С. об оспаривании бездействия Администрации Прионежского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия выразившееся в не рассмотрении заявления Филатова С.С. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию рассмотреть заявление Филатова С.С. от ДД.ММ.ГГГГ о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта и обеспечить в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка по заявлению Филатова С.С. от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Филатова С. С. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2013 года.