Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре ФИО2
с участием представителя административного ответчика - администрации г.о. Тольятти ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.о. Тольятти о признании постановлении администрации г.о. Тольятти незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г.о. Тольятти повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представила.
Представитель административного ответчика администрации г.о. Тольятти ФИО3, действующая по доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, суду пояснила, что основания для отказа обоснованы правовыми нормами и указаны в обжалуемом постановлении.
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Самарской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.
На основании ст. 151, ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных участников судебного разбирательства.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является собственником здания, площадью 417,7 кв. м, назначение – нежилое здание, наименование – склад, вид разрешенного использования – данные отсутствуют, год завершения строительства 1995, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное здание располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 500 кв. м, с местоположением: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового назначения.
ФИО1 обратилась в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление о предоставлении земельного участка в аренду подано представителем ФИО1 по доверенности № ФИО4
Администрация г.о. Тольятти Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № отказала в предоставлении данного земельного участка в аренду, поскольку разрешенное использование земельного участка для «строительства магазина» не соответствует целям использования земельного участка «для дальнейшей эксплуатации склада».
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание «Склад» площадью 417.7 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № указан: «для объектов общественно-делового значения».
В выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной ФИО4 при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду указан вид разрешенного использования земельного участка «для строительства магазина».
В выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении того же земельного участка указан вид разрешенного использования: «для строительства магазина».
В подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412.
Вид разрешенного использования земельного участка «Склад» предусмотрен Классификатором как самостоятельный вид разрешенного использования (код 6.9) и определяется как «размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов».
«Магазины» также является самостоятельным видом разрешенного использования (код 4.4), который предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Поскольку цель использования земельного участка под эксплуатацию склада не соответствует виду разрешенного использования земельного участка «под строительство магазина», администрация г.о. Тольятти отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером № в аренду.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Ж-5 (Зона смешанной жилой застройки), а также в зоне с особыми условиями использования (третий пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения).
Пунктом 3 статьи 6 Правил землепользования и застройки установлено, что принятые до вступления в силу Правил муниципальные правовые акты городского округа Тольятти по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей Правилам.
Статьей 38 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Объекты «Склады» не относятся к разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Ж-5.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области являются нормативным правовым актом муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области и муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти.
В соответствии со статьей 85 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 1, статьи 7. подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20. пункта 1 - 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 1, 6, 9 статьи 1, пункта 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31, статьи 36 Градостроительного кодекса РФ. правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 26.03.2020 N 631-0, от 30.06.2020 N 1491-0, объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования, испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «для строительства магазина», тогда как на земельном участке расположен законченный строительством объект - нежилое здание (склад) с кадастровым номером № и истец обратился за предоставлением земельного участка в целях эксплуатации склада.
Из представленных суду документов невозможно определить какой вид разрешенного использования имел спорный земельный участок на момент строительства и передачи под нежилое помещение - склад, изменялся ли ранее вид разрешенного использования указанного участка, если да, то на каком основании.
Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ и пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных положений действующего законодательства во взаимосвязи с пунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ размеры земельного участка, предоставляемого собственнику объекта недвижимости в аренду, определяются необходимостью использования этих объектов, поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости.
Площадь земельного участка, подлежащего предоставлению в аренду без проведения торгов, определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта, при этом такая площадь должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ). При этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не являются безусловным основанием для его предоставления в испрашиваемом размере.
Нежилое здание - склад, принадлежащее на праве собственности ФИО1 закончено строительством в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, указанное нежилое здание может использоваться под склад без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом.
Какие-либо договорные отношения между ФИО1 и Администрацией городского округа Тольятти в отношении земельного участка отсутствуют.
Таким образом, оснований признавать постановление Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> незаконным и обязывать администрацию г.о. Тольятти повторно рассмотреть заявление ФИО1 у суда не имеется, данное постановление вынесено законно и обосновано, в связи с чем, требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным иском, поскольку в соответствии со статьей 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из заявления ФИО1 в лице ее представителя ФИО4 о предоставления земельного участка в аренду следует, что решение о предоставление земельного участка в аренду или ответ на обращение просит направить почтовым сообщением по адресу: <адрес>
Оспариваемое истцом постановление согласно списку простых почтовых отправлений, отправлено по адресу представителя истца ФИО4 (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о принятии оператором 50 ОПС ФГУП Почта России.
Поскольку доказательств каких-либо нарушений со стороны оператора почтовой связи ФГПУ «Почта России» стороной истца не представлено, суд полагает, что оспариваемое постановление было получено представителем административного истца в ДД.ММ.ГГГГ года, в суд истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо уважительных причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд истец не предоставил, ходатайство о восстановление срока истцом не заявлялось.
Руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г.о. Тольятти о признании постановлении администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Дурманова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.М. Дурманова