Дело №2а-2751/28-2019 г.
46RS0030-01-2019-002605-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Найденовой О.Н.,
при секретаре Шульгиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Курска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, о возложении обязанности провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Курска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г. Курска с указанным выше административным исковым заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский г. Курска, протяженностью 221,0 м, и обязать Комитет ЖКХ г. Курска в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский г. Курска. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Курска проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также в сфере безопасности дорожного движения были выявлены нарушения законодательства в деятельности Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, а именно отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу, проходящую по переулку 1-й Любажский г. Курска, которая является муниципальной собственностью. В целях устранения нарушения законодательства прокуратурой города было вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ, которое было оставлено без удовлетворения. На указанное представление Администрацией г. Курска был дан ответ, из которого следует, что выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры, направленные на ее проведение, по результатам рассмотрения представления не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора г. Курска Звягинцев Л.М. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Комитета ЖКХ г. Курска по доверенности Крылов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что стороной административного истца не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц непроведением технического учета и паспортизации автомобильной дороги.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Курску, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела заявлено не было.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. То есть закон устанавливает императивность наличия совокупности одновременно двух условий.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст.3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу п. 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» паспортизация всех автомобильных дорог производиться с целью получения данных об их техническом состоянии для рационального планирования работ по их реконструкции, ремонту и содержанию. Технический паспорт как документ, определяющий фактическое состояние автомобильной дороги, необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивающей интересы неопределенного круга лиц. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402, классификация дорог по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (п. 1). В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, паспортизация автомобильных дорог, оценка их технического состояния (п. п. 4, 5 п. 9).
Присвоение категорий автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767.
В силу п. 6 названных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (п. 2). В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4).
В силу ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 5 ст. 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. №332-3-РС к вопросам местного значения города Курска относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Курска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Курска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1.1, п. 1.5 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 г. № 32-4-РС, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, обеспечивающим реализацию полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством города Курска, содержания и эксплуатации муниципального жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, осуществляющим функции муниципального заказчика, распорядителя бюджетных средств по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство города Курска». Комитет является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс.
Согласно п. 2.2.1 указанного выше Положения комитет ЖКХ г. Курска выступает муниципальным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств по отрасли ЖКХ, несет ответственность за целевое использование указанных средств.
Пунктом 2.2.2. указанного выше Положения определено, что комитет ЖКХ г. Курска выступает муниципальным заказчиком по проектированию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства города Курска.
Таким образом, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения, работы по паспортизации дорог должны проводиться Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Курска.
Судом установлено, что автомобильная дорога, проходящая по переулку 1-й Любажский г. Курска, протяженностью 221,0 м, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск» с асфальтовым покрытием, что подтверждено постановлением Администрации г. Курска №813 от 13.03.2013 года.
Таким образом, указанная автомобильная дорога находится в собственности Администрации г. Курска, что не отрицалось сторонами при рассмотрении дела.
В рамках проведенной прокуратурой города Курска проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также в сфере безопасности дорожного движения Главе Администрации г. Курска 01.06.2017 г. было выдано представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности за №, в котором было указано о том, что не проведена паспортизация автомобильных дорог местного значения.
Согласно материалам дела, на указанное представление Администрацией г. Курска был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры, направленные на ее проведение, по результатам рассмотрения представления не приняты.
Таким образом, на настоящий момент технический паспорт на автомобильную дорогу, проходящую по переулку 1-й Любажский г. Курска, протяженностью 221,0 м, отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждены представлением об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности от 01.06.2017 г. № 86-2017, постановлением Администрации г. Курска от 13.03.2013 г. №813, а также иными материалами дела.
Поскольку в полномочия Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска относится содержание автомобильных дорог, одной из составляющей которой является паспортизация и проведение технического учета, находящихся в ведении административного ответчика автомобильных дорог, данные полномочия не исполняются административным ответчиком в части проведения технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский г. Курска, протяженностью 221,0 м, то есть не применяются меры к проведению технического учета и паспортизация указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, в связи с чем Комитетом ЖКХ г. Курска ненадлежащим образом выполняются обязанности по содержанию указанной автомобильной дороги, что свидетельствует о бездействии со стороны административного ответчика и нарушении прав неопределенного круга лиц- граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, не отвечает задачам охраны их жизни и здоровья, а также имущества физических и юридических лиц, что может привести к росту аварийности.
А потому доводы стороны административного ответчика о недоказанности факта нарушения прав неопределенного круга лиц непроведением технического учета и паспортизации автомобильной дороги не могут быть приняты во внимание и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным заявленные заместителем прокурора города Курска в интересах неопределенного круга лиц требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский города Курска, протяженностью 221,0 м.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Курска в срок в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский города Курска, протяженностью 221,0 м.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: