Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Романовой Ю.Б.
при секретаре ФИО4
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Администрации ГО <адрес> РБ- ФИО5 (доверенность в деле),
представителя третьих лиц ООО «Трест «Башгражданстрой», -ФИО6 (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольное строение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец мотивировал свои исковые требования тем, что в жилом <адрес> в <адрес> проживал с рождения совместно с матерью ФИО2, которая в ДД.ММ.ГГГГ году умерла. В 1997 году на свои личные средства и своими силами произвел ремонт жилого дома, является единственным наследником.
Истец обратился в Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан о выдаче актов готовности к заселению на самовольно возведенные постройки. Ему было отказано, так как действующим законодательством не предусмотрена подготовка и выдача актов ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов индивидуальных жилых домов. Просит признать право собственности на самовольно возведенные строения жилой дом под литером А, общей площадью 31,6 кв.м., расположенные по адресу :<адрес>.
Истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> ФИО5, по доверенности иск не признала, просила в удовлетворении отказать.
Третье лицо ООО трест «БГС» ФИО6, по доверенности иск не признала, просила в удовлетворении отказать
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от... "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, суд исходит из того, самовольное строение возведено с нарушением требований пожарной безопасности, а так же истец не представил документы, подтверждающих право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся <адрес> № от 03.03.1965г. земельные участки по <адрес> закреплены за домовладельцами под посев картофеля и овощей на 1965 год согласно приложению. По данным Центрального исторического архива Республики Башкортостан (справка №1209/т от 25.05.2015г.) в правовой регистрации строений и в приложении к решению о закреплении земельных участков домовладение № по <адрес> не значится.
Согласно справке о технической инвентаризации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3-дед истца признан самовольным застройщиком домовладения № по <адрес>.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие законность возведения постройки.
Как следует из содержания письма Муниципального бюджетного учреждения "Управление пожарной охраны ГО <адрес> РБ от 03.02.2015г. № противопожарные расстояния жилого дома и надворных построек, распложенных на земельном участке по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008Г N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений и СП 4.131130.2013.
Из представленного в материалы дела градостроительного заключения №ГЗ-249/Ю от 26.01.2015г. следует, что сохранение самовольно возведенных построек противоречит требованиям Градостроительного регламента <адрес>.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что строения возведены истцами с нарушением требований пожарной безопасности - противопожарных расстояний и противоречит требованиям Градостроительного регламента <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения жилой дом под литером А, общей площадью 31,6 кв.м., расположенные по адресу :<адрес>
Руководствуясь статьями 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых ФИО1 к Администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения жилой дом под литером А, общей площадью 31,6 кв.м., расположенные по адресу :<адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Ю.Б.Романова