10RS0011-01-2020-002758-77 Дело № 2-2915/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.,
при секретаре Полат И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробова А. А.ча к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Коробов А.А. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что истец зарегистрирован по мету жительства в двухкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение считает непригодным для своего проживания поскольку в квартире проживает девять человек. Полагает, что у ответчика возникла обязанность по обеспечению истца, относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, пригодным для проживания. Указывая на отсутствие обеспечения жилым помещением, Коробов А.А. просит суд возложить на администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на территории г. Петрозаводска по нормам, предусмотренным действующим законодательством.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Истец Коробов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен; в настоящее время находится в ООО, о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи ходатайств не заявлял.
Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя для участия в судебном заседании не направила, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. При даче пояснений в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ полагали в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Коробов А.А. с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и о включении его, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на предоставление жилого помещения специализированного фонда не обращался, соответственно в указанный список не включен, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, малоимущим не признан.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. Представили письменный отзыв на иск, указывают на отсутствие Коробова А.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и на наличие обращений истца по данному вопросу; просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, настоящим Федеральным законом установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по письменному заявлению, то есть обязателен заявительный характер.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Частью 4 ст.8 Федерального закона установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно п.3 указанного Порядка орган местного самоуправления образует комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Пунктом 4 данного Порядка определен перечень документов, предоставляемых лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для рассмотрения вопроса об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях. Решение вопроса носит заявительный характер.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии на основании которого орган местного самоуправления принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно взаимосвязи п.8 ч.1 ст.92, ст.99, ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, предоставляются жилые помещения специализированного жилого фонда.
В судебном заседании установлено, что решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ ВВВ и ААА были лишены родительских прав в отношении Коробова А.А.; истец оставлен на попечении органа опеки и попечительства над несовершеннолетними администрации г. Петрозаводска.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Коробов А.А. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время истец зарегистрирован в муниципальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В данной квартире всего зарегистрировано 7 человек, учетная норма на 1 человека не соблюдается; никакого иного жилья в собственности или на ином праве Коробов А.А. не имеет.
По информации, предоставленной третьим лицом Министерством социальной защиты Республики Карелия, истец не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № формирование которого осуществлялось Министерством до ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по формированию указанного списка наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов). В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сведения об истце отсутствуют. В Министерство обращения истца не поступали.
По сведениям администрации Петрозаводского городского округа Коробов А.А. с заявлениями об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и о включении его, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не обращался. В список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по Петрозаводскому городскому округу, не включен. На учете при администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающегося в жилом помещении Коробов А.А. не состоит, малоимущим не признан.
Самим истцом также не представлено доказательств обращения в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении его, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на предоставление жилого помещения специализированного фонда.
Судом принимается во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до исполнения им 23 лет.
Закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что истец не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. 23 года Коробову А.А. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ; с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не обращался; сведений о пребывании истца в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, нахождении в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, суду не представлено.
Достижение истцом 23-летнего возраста при том, что он является лицом, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста и не обратившимся в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста, при отсутствии уважительных причин пропуска срока также может свидетельствовать об утрате одного из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока на обращение истцом не представлено.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Согласно пунктам 1.3, 1.7, 3.3.7 Административного регламента заявителем муниципальной услуги граждане, желающие встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и (или) члены их семей или уполномоченный ими представитель (далее - заявитель); информация о сроке завершения оформления документов и возможности получения заявителем результата предоставления муниципальной услуги сообщается заявителю в момент подачи запроса (заявления) о предоставлении муниципальной услуги; результатом административной процедуры является принятие решения о постановке заявителя и (или) членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении либо подготовка мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Перечень необходимых документов обозначен в пунктах 2.9.1. - 2.9..2 Административного регламента, которые в соответствии п. 2.8 Административного регламента заявитель должен представить самостоятельно.
В силу п. 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является письменное уведомление о постановке заявителя и (или) членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, или направление письменного уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
Между тем, истцом не представлено доказательств обращения в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении его, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на предоставление жилого помещения специализированного фонда.
В администрации Петрозаводского городского округа и Министерстве социальной защиты Республики Карелия факт указанного обращения Коробова А.А. также не зафиксирован, подтверждающие документы отсутствуют.
Таким образом, учитывая заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, поскольку Коробов А.А. не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и он не был постановлен на соответствующий учет граждан нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, оснований для удовлетворения исковых требований Коробова А.А. о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения в установленном законом порядке не имеется.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Коробова А. А.ча к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Величко
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020.