Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1208/2021 ~ М-3342/2020 от 08.12.2020

Производство № 2-1208/2021

УИД 67RS0003-01-2020-006497-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        г. Смоленск                                                                                                             1 марта 2021 г.

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи)      Соболевской О.В.,

при секретаре                                   Блиновой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова Валерия Александровича к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании денежных средств, возложении обязанности по индексации ежемесячной компенсации вреда здоровью,

у с т а н о в и л:

    Ершов В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о

    взыскании денежных средств, возложении обязанности по индексации ежемесячной компенсации вреда здоровью, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991 ему, как инвалиду 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежемесячно выплачивается компенсация вреда здоровью, которая установлена решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 02.02.2009. С учетом ежегодной индексации данной выплаты на 01.02.2019 она составляет 24 372,19 руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» коэффициент индексации составляет 1,03, начиная с 01.02.2020. Таким образом, с 01.02.2020 компенсация вреда здоровью должна составить 25 103,36. Однако Военный комиссариат Смоленской области продолжает выплачивать 24 372,19 руб. Определением Промышленного районного суда г. Смоленска 26 июня 2020 г. Военному комиссариату Смоленской области отказано в прекращении индексации вреда здоровью ему (Ершову В.А.). За период с 01.02.2020 по 31.12.2020 образовалась задолженность в размере 8 042,87 руб.

        Уточнив требования, истец просит взыскать в Военного комиссариата Смоленской области в свою пользу задолженность по индексации за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в размере 8 774,04 руб., обязав ответчика выплачивать ему ежемесячно компенсацию за вред здоровью с 01.02.2021 в размере 26 333,42 руб. с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством РФ.

    В судебном заседании истец Ершов В.А. уточненные исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

    Представитель ответчика Военного комиссариата Смоленской области Шляга В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, указав, что первоначально Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 2О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы – 5 000 руб., инвалидам II группы – 2 500 руб., инвалидам III группы – 1 000 руб. При этом частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в силу данного федерального закона, предоставлено право выбора: получения либо ежемесячной денежной компенсации в указанной выше твердой денежной сумме, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Ныне действующая редакция части 3 статьи 5 Закона РФ № 1244-1 предусматривает, что размеры выплат, установленные данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ. С учетом последующей индексации в настоящее время размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 21244-1, для лиц, являющимися инвалидами II группы, составляет 10 144,84 руб. Такую сумму компенсации с учетом индексации получает преобладающее количество инвалидов второй группы ЧАЭС, тогда как у лиц, получающих компенсацию на основании решений суда, размер таковой в разы (от трех до восьми) выше. Между тем, все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, чем обусловлено определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. В настоящий момент размер выплачиваемой Ершову В.А. на основании решения суда компенсационной выплаты значительно превышает ее размер, установленный Правительством РФ, что свидетельствует о неравном положении истца по сравнению с иными лицами, которым такие выплаты производятся военным комиссариатом Смоленской области самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ в размере 10 144,84 руб. Самого права на индексацию суммы возмещения вреда Ершова В.А. никто не лишал, и при выравнивании сумм компенсационных выплат по действующему законодательству и по судебным решениям, в дальнейшем, положенная индексация будет осуществляться в установленные сроки тем лицам, которые получают компенсацию по судебным решениям. Просил в иске отказать в полном объеме.

    Выслушав обяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

    Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

    В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

    Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр денежных компенсаций, в том числе, ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

          Как следует из материалов дела, Ершову В.А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в связи аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, ему производятся выплаты и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 06.09.2007 и 28.05.2007 Ершову В.А., как инвалиду 2 группы, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, установлена ежегодная компенсация вреда здоровью в размере 3 262,35 руб., ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 957,37 руб., ежемесячная компенсация вреда здоровью в размере 11 617,89 руб.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 02.10.2008 с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Ершова В.А. взыскана недополученная компенсация за 2008 г. единовременно - 15 078,55 руб. Кроме того, на Военный комиссариат Смоленской области возложена обязанность выплачивать Ершову В.А, начиная с 01.11.2008 компенсации: ежемесячную компенсацию вреда здоровью в размере 12 605,41 руб.; ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 123,74 руб.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 02.02.2009 на Военный комиссариат Смоленской области возложена, в том числе обязанность выплачивать Ершову В.А., начиная с 01.01.2009, ежемесячную компенсацию вреда здоровью в размере 13 928,98 руб., индексировать компенсационный выплаты согласно действующему законодательству.

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26.06.2020 Военному комиссариату Смоленской области отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения от 02.08.2008.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19.06.2002 года N 11-П; Определение 04.10.2005 года N 364-О). Положения п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, примененной в деле заявителя) направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их права не нарушают.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем положения ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ), предоставляющие возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном из заработка, лицам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года N 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий (абзац первый пункта 3 резолютивной части).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 14.05.2018 года N 1112-О, статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П и др.).

Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер был установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части первой статьи 13, статья 14, пункт 1 части первой и пункт 1 части третьей статьи 27.1, часть первая статьи 29, части первая и вторая статьи 39).

Наряду с другими мерами социальной защиты указанной категории граждан было предоставлено право на возмещение вреда здоровью в размере, который сначала исчислялся из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), а после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (т.е. после 15 февраля 2001 года) устанавливался в твердых суммах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности.

При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции).

Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Несмотря на то, что предоставление инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, права выбора способа определения размера данной выплаты было признано согласующимся с конституционными предписаниями, ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 рублей, предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было оценено как не соответствующее статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (пункты 3.1 - 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).

Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из необходимости обеспечения стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимости понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрета умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Поскольку предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, а также принимая во внимание, что при установлении Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации ее последствий, в виде выплаты ежемесячных денежных сумм их размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, Конституционный Суд Российской Федерации придал ориентирующее значение уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим при установлении временного регулирования на период до исполнения законодателем данного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал на необходимость руководствоваться положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», часть первая статьи 16 которого устанавливала максимальный размер ежемесячной страховой выплаты 30 000 рублей.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), направленным на исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Тем самым было обеспечено установление на основании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, правового регулирования, направленного на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации и признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на условиях, отвечающих конституционному принципу равенства всех перед законом и вытекающему из него равенству ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Длящийся характер правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам, предполагает обязательность их индексации. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О и от 2 апреля 2009 года N 476-О-П).

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции закрепляла ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации размеров выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, а также установленного ею максимального размера ежемесячной денежной суммы. Следовательно, законодатель посчитал необходимым отдельно указать на осуществление индексации ежемесячной денежной суммы возмещения вреда, установленной инвалиду-чернобыльцу до 15 февраля 2001 года и после названной календарной даты, выплачиваемой в сохраненном размере, ограниченном максимальной величиной, в порядке, предусмотренном для выплат, производимых гражданам из числа данной категории, т.е. по общим правилам.

Названная норма в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, предусматривающая индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, такого указания не содержала, что - с учетом целевого предназначения пункта 3 статьи 2 этого Федерального закона, направленного на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П в части установления такого механизма индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, - не означает исключения ежемесячной денежной суммы (после вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ - ежемесячной денежной компенсации), установленной инвалиду-чернобыльцу в размере, исчисленном из среднего заработка и ограниченном максимальным размером ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из перечня выплат, подлежащих повышению в связи с увеличением стоимости жизни.

По смыслу приведенных норм, распространение на ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка инвалида-чернобыльца, ограничения их размера максимальным размером ежемесячной страховой выплаты предполагает, что и их индексация должна проводиться в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в таких случаях подлежит повышению одновременно с повышением максимального размера ежемесячной страховой выплаты, которое до вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» производилось в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

Поскольку Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ в абзац первый пункта 12 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесено изменение, в соответствии с которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в номинальном выражении, а данная статья дополнена пунктом 13, содержащим правило о его ежегодной (с 1 февраля текущего года) индексации исходя из определенного Правительством Российской Федерации индекса роста потребительских цен за предыдущий год, после вступления данного Федерального закона в силу максимальный размер страховой выплаты и, соответственно, предусмотренные в таком размере ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев подлежат индексации с применением индекса роста потребительских цен.

Таким образом, установлен унифицированный порядок индексации социальных выплат, включая ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев. Независимо от того, каким образом определен размер ежемесячных компенсаций - установлен в твердой сумме исходя из группы инвалидности либо исчислен из среднего заработка, к ним применяется единый коэффициент индексации, что обеспечивает всем инвалидам-чернобыльцам повышение уровня возмещения вреда здоровью сообразно индексу роста потребительских цен, что согласуется с конституционным принципом равенства, предполагающим в том числе равное отношение к лицам, находящимся в одинаковой или сходной ситуации.

         В соответствии Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 года N 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» с 01.02.2020 установлен коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций, в том числе, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1.030, а с 01.02.2021 – 1,049 (Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 года N 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»)

При этом, согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний» максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации с 01.02.2020 года составлял 79 602 руб. 38 коп.

Из сообщения Центра социального обеспечения военного комиссариата Смоленской области от 02.06.2020 № АЦ-45030 усматривается, что ежемесячная компенсация вреда здоровью с 01.02.2019 Ершову В.А. начислена в размере 24 372,19 руб.

Заявляя исковые требования, истец указывает, что в 2020 году ответчиком ежемесячная компенсация вреда здоровью проиндексирована не была и продолжает ему выплачиваться в размере 24 372,19 руб., что стороной ответчика не оспаривалось, в результате чего образовалась задолженность по ее выплате.

При этом, с учетом коэффициента 1,03 и размера ежемесячной выплаты – 24 372,19 руб., установленной в 2019 г., размер ежемесячной компенсации вреда здоровью с 01.02.2020 по 01.01.2021 должен производиться истцу в размере 25 103,36 руб., а с учетом коэффициента 1,049 с 01.02.2021 – 26 333,42 руб., что значительно меньше максимального размер ежемесячной страховой выплаты.

При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку размер ежемесячная компенсация вреда здоровью в учетом индексации как в 2020, так и в 2021 году не превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (79 602,38 руб.), установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, требования истца о взыскании недополученной суммы ежемесячной компенсации вреда здоровью за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 являются законными и обоснованными.

Исходя из расчета истца, который стороной ответчика не оспорен, за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 размер недополученной суммы ежемесячной компенсации вреда здоровью составляет 8 774,04 руб. ((25 103,36 руб. - 24 372,19 руб.) х 12 мес.), который и подлежит взысканию с ответчика ВКСО в пользу истца.

Также обоснованы и требования истца о выплате ежемесячной компенсации вреда здоровью с 01.02.2021 в размере 26 333,42 руб. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ на основании вышеприведенных норм закона.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

         Исковые требования Ершова Валерия Александровича удовлетворить.

        Взыскать с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Ершова Валерия Александровича единовременно 8 774, 04 рублей – недоплаченную сумму ежемесячной компенсации вреда здоровью за период с 01.02.2020 по 31.01.2021.

        Обязать Военный комиссариат Смоленской области производить в пользу Ершова Валерия Александровича ежемесячную компенсацию вреда здоровью с 01.02.2021 в размере 26 333,42 рублей с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

      Судья                                                                                      О.В. Соболевская

2-1208/2021 ~ М-3342/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ершов Валерий Александрович
Ответчики
Военный комиссариат Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Соболевская Ольга Владимировна
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.08.2021Дело оформлено
24.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее