дело №2а-450/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 02 июля 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием административного истца Федорова А.В.,
представителя административного ответчика ОМВД России по г. Костомукше Богдановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федорова А.В. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костомукше об оспаривании действий,
установил:
Федоров А.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что с августа 2018 по май 2019 каждый месяц содержался в камере №2 ИВС ОМВД России по г. Костомукше совместно с другими осужденными. В указанных камерах №№2 и 3 с труб, подводящих к раковине, текла вода. Кровать была без деревянного покрытия, зона санитарного узла была с нарушением приватности, отсутствовала дверь. Содержание его было в условиях, унижающих человеческое достоинство, грубо нарушались его права, предусмотренные ст. 3 ЕКПЧ. Просит признать действия ответчика незаконными.
Определением суда от 14 июня 2019 года на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Федоров А.В. поддержал требования, и пояснил, что неоднократно устно обращался к начальнику ИВС ОМВД России по г. Костомукше. Сами справлялись своими силами, самостоятельно ремонтировал сантехнику, из-за протечки воды, постоянно приходилось прибираться в камере. Из-за отсутствия двери в санузле, нарушалась приватность. Нарушение носит длительный характер. Просит восстановить срок для обращения в суд, мотивируя тем, что он устно обращался в прокуратуру.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г. Костомукше Богданова И.В., действующая на основании доверенности, представила письменное заявление о пропуске срока для обращения в суд за период с августа 2018 года по март 2019 года, и отсутствии оснований для его восстановления. Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, указанным в отзыве, и пояснила, что в период с 28.02.2019 по 10.03.2019 административный истец содержался в камере №1, тогда как им указано, что он содержался в камере №2 или №3. Помещение ИВС построено с соблюдением СП 12-95 Свода правил. Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России от 01.07.1995. Камеры №№2,3 оборудованы двумя двухъярусными кроватями, имеется огороженный санитарный узел, раковина. Считает, что содержание административного истца в указанный период отвечало требованиям закона.
Представитель заинтересованного лица МВД по РК, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В представленном письменном отзыве заявил о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, и отсутствии оснований для его восстановления, просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что изолятор временного содержания отвечает требованиям законодательства, условия приватности соблюдены, в период содержания в ИВС, жалоб от Федорова А.В. на условия содержания не поступало, в период с 28.02.2019 по 10.03.2019 Федоров А.В. содержался в камере №1 ИВС ОМВД России по г. Костомукше.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из материалов дела следует, что Федоров А.В. 11.06.2019 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий административного ответчика в части несоблюдения условия содержания в ИВС ОМВД России по г. Костомукше, в том числе за период с августа 2018 года по май 2019 года.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 219 КАС РФ, то есть за истечением трехмесячного срока для обращения в суд.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статьей 17 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин).
В судебном заседании установлено, что Федоров А.В. в период времени с 10.08.2018 по 19.08.2018, с 10.10.2018 по 19.10.2018, с 10.11.2018 по 19.11.2018, с 10.01.2019 по 19.01.2019, с 11.04.2019 по 19.04.2019, с 10.05.2019 по 19.05.2019 содержался в камерах №№2,3, с 26.02.2019 по 10.03.2019 содержался в камере №1 ИВС ОМВД России по г. Костомукше.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, книгой учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Костомукше, камерными карточками, постовыми ведомостями.
Из объяснений административного истца следует, что в камерах №№2,3 отсутствуют двери в зоне санитарного узла, а также имеется протечка воды с умывальника.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями камер №№2,3 и пояснениями представителя административного ответчика, что под раковиной установлено ведро, куда стекает протечка воды.
Деятельность изоляторов временного содержания также регламентирована приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее Правила).
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются в том числе: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой.
Согласно п. 17.16 «Инструкции по проектированию объектов ОВД (милиции) МВД России» СП 12-95 МВД России и Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД России от 07.03.2006 №140, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла.
Учитывая, что в санитарных узлах камер №№ 2 и 3 отсутствуют двери, а также имеется неисправность в системе водоотведения, что влечет за собой протечку воды на пол, суд приходит к выводу, что действиями административного ответчика нарушены права административного истца по санитарно-бытовым условиям содержания в ИВС ОМВД России по г. Костомукше в период его нахождения в камерах №№2 и 3.
Требования административного истца о признании незаконными действий ответчика в период с 26.02.2019 по 10.03.2019 удовлетворению не подлежат, поскольку в указанный период времени Федоров А.В. содержался в камере №1 ИВС ОМВД России по г. Костомукше.
Также не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконными действий административного ответчика в части непредоставления спального места с деревянным покрытием, поскольку требований к покрытию кроватей законодательством не установлено, кроме этого административному истцу кроме постельных принадлежностей, выдается дополнительное покрытие.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения МВД России по г. Костомукше в части: неустановления двери в санитарной зоне; неустранения протечки санитарного оборудования в камерах №№2 и 3 Изолятора временного содержания ОМВД России по г. Костомукше.
Обязать Отделение МВД России по г. Костомукше устранить указанные недостатки, а именно установить двери в санитарную зону камер №№2 и 3, устранить протечки санитарного оборудования в камерах №№2 и 3 Изолятора временного содержания ОМВД России по г. Костомукше.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 07 июля 2019 года.