Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2016г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусаровой Н.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гусаровой А.А, Сербинова А.А, Сербиновой В.П к Администрации г.Смоленска, ЗАО «Смолстром-Сервис» об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом,
у с т а н о в и л :
Гусарова Н.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гусаровой А.А., Сербинов А.А. и Сербинова В.П., являющие сособственниками квартиры <адрес>, уточнив требования, обратились в суд с иском к Администрации г.Смоленска, ЗАО «Смолстром-Сервис» об установлении границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под названным многоквартирным домом в координатах, определенных в заключении эксперта ООО «Смоленское бюро строительных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ., указав, что орган местного самоуправления неправомерно отказал истцам в осуществлении формирования данного участка по причине отсутствия проектов планировки и межевания соответствующей застроенной территории, а также виду того, что на территорию в кварталах, ограниченных улицами <адрес>, в границах которой находится упомянутый дом, разработан проект застройки ЗАО «Смолстром-Сервис» данной территории многоэтажными жилыми домами.
Представитель Гусаровой Н.А. - Николайчук Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, отметив, что площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации жилого дома <адрес>, должна включать в себя также территорию, на которой расположен входящий в состав общего имущества собственников дома двухэтажный сарай, а границы и размер придомового участка должны быть установлены с учетом фактического землепользования.
Истцы Сербинов А.А. и Сербинова В.П., извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Представители ЗАО «Смолстром-сервис» Макаренков В.И. и Иванов А.А., возражая против удовлетворения иска, отметили, что до утверждения органом местного самоуправления проекта планировки и межевания соответствующей территории определение площади и границ спорного участка невозможно, а отсутствие сформированного придомового земельного участка не лишает жильцов дома <адрес> прав пользования и владения участком, необходимым для эксплуатации домовладения, препятствий к чему у истцов не имеется.
Администрации г.Смоленска, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечила, об уважительных причинах неявки не сообщила, письменных возражений на иск не представила.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.290 ГК РФ, п/п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (ч.3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (ч.5).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П ч.3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Гусаровой Н.А., ее дочери Гусаровой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сербинову А.А. и Сербиновой В.П. на праве общей долевой собственности (по 1/4 доле каждому) принадлежит квартира <данные изъяты> в построенном в ДД.ММ.ГГГГ. 8-квартирном жилом доме <адрес> (л.д.7-10, 13-16, 84, 88-101).
ЗАО «Смолстром-Сервис» является собственником комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире №<данные изъяты>, части квартиры №<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., квартиры №<данные изъяты>, комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире №<данные изъяты>, квартиры №<данные изъяты>, части квартиры №<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. и комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире №<данные изъяты> названного домовладения (л.д.201-207).
Исходя из того, что в настоящее время указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке, границы которого в установленном порядке не определены, ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в Администрацию г.Смоленска с заявлением о формировании земельного участка под домовладением, в чем им письмом Управления имущественных и земельных отношений г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> отказано со ссылкой на то, что документация по планировке и межеванию застроенной территории, на которой расположен дом <адрес>, органом местного самоуправления не разрабатывалась и не утверждалась, а по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Смоленска на территорию в кварталах, ограниченных улицами <адрес> (ранее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>), в границах которой находится названный дом, разработан проект застройки территории многоэтажными жилыми домами; застройщиком упомянутой территории является ЗАО «Смолстром-Сервис», которое имеет право на заключение договоров аренды в отношении как всего участка, так и его отдельных частей в соответствии с решением Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. и определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-12, 17).
По мнению Гусаровых и Сербиновых, предоставление ЗАО «Смолстром-Сервис» прав владения и пользования указанным земельным участком, в пределах которого расположен жилой дом <адрес>, нарушает их права на соответствующий придомовой участок.
Из материалов дела также усматривается, что на основании заявления ОАО «Смолстром-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> Главой г.Смоленска принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> «О предварительном согласовании ОАО «Смолстром-Сервис» места размещения многоэтажной жилой застройки и предоставлении в аренду земельного участка в кварталах, ограниченных улицами Кирова <адрес> для проведения изыскательских работ». Данным постановлением согласовано место размещения многоэтажной жилой застройки на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. в кварталах, ограниченных указанными улицами, с определением в соответствии с проектом сноса жилых домов, необходимого в связи с многоэтажным строительством; ОАО «Смолстром-Сервис» предоставлен в аренду указанный земельный участок для проведения изыскательских работ (л.д.25).
Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> изменена конфигурация земельного участка в кварталах, ограниченных улицами <адрес>, без изменения его площади. Этот земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для проведения изыскательских работ по размещению многоэтажной жилой застройки», ДД.ММ.ГГГГ. был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>, а затем - разделен на несколько участков земли, в том числе земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (разрешенное использование – для проведения изыскательских работ по размещению многоэтажной жилой застройки), учтенный в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37-38, 40-41).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. признаны незаконными действия Главного земельного управления по Смоленской области по отказу в предоставлении ЗАО «Смолстром-Сервис» в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в квартале, ограниченной улицами <адрес> для строительства многоэтажных жилых домов; на Управление возложена обязанность заключить с ЗАО «Смолстром-Сервис» договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.26-28).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. разъяснено, что судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ. допускает предоставление обществу в аренду и деление названного земельного участка посредством поэтапного заключения договоров аренды под многоэтажную застройку (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска на основании постановлений Главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты>, решения Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. и заявления ЗАО «Смолстром-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ. был подготовлен, а <данные изъяты>. и.о. Главы г.Смоленска - утвержден градостроительный план №<данные изъяты> в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенных в квартале, ограниченном улицами <адрес>, в пределах которых находится жилой дом <адрес> (л.д.30-36).
По сообщению Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> проект планировки территории, на которой расположен многоквартирный жилой <адрес>, не утверждался; данное домовладение находится в границах участка земли, право аренды которого предоставлено ЗАО «Смолстром-Сервис», и подлежит сносу в целях размещения многоэтажной жилой застройки.
Из приведенных выше положений п/п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связан исключительно с формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, поэтому уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к решению вопроса об осуществлении процедуры формирования участка.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п.п.4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П).
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ, поэтому, учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, истцы вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе и в случае, отсутствия утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и межевания территории.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч.1 ст.42 ГрК РФ).
Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст.46 ГрК РФ.
В силу ч.1 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Реализация права истцов на формирование земельного участка под многоквартирным домом не может быть поставлена в зависимость от утверждения упомянутого выше проекта планировки и межевания, притом, что данный вопрос, разрешение которого зависит от воли соответствующего публичного органа (ст.ст.8, 41, 45, 46 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), может рассматриваться неопределенное время, в связи с чем, собственники помещений названного дома не могут нести риск негативных последствий такого бездействия.
Отсутствие утвержденных проектов планировки и межевания застроенной территории не может лишить собственников помещений в многоквартирном доме гарантированного им законом права на формирование земельного участка под их домом, поскольку ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не ограничивает право гражданина на формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенного на территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден, а действующее законодательство не содержит норм, указывающих на невозможность формирования земельного участка под многоквартирным домом при отсутствии такого проекта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (ст.ст.45 и 46 ГрК РФ), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
В ходе разбирательства дела судом по ходатайству представителя Гусаровой Н.А. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Смоленское бюро строительных услуг», согласно заключениям которых от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом №<адрес> изначально располагался в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> (в настоящее время – только в границах участка с кадастровым номером <данные изъяты> – л.д.114, 165-166). Фактическая используемая площадь земельного участка, относящегося к дому <адрес>, достаточная для нормальной эксплуатации домовладения, составляет <данные изъяты> кв.м., куда экспертами также включена территория, на которой расположена двухэтажная хозяйственная постройка (сарай) (л.д.116, 144-147). На момент возведения указанного многоквартирного жилого дома действовал СНиП «Нормы строительного проектирования часть II» 1954г., в котором отсутствовали правила определения площади и границ земельного участка под многоквартирным домом (л.д.39, 106-133, 156-200).
Экспертами ООО «Смоленское бюро строительных услуг» подготовлены: схема земельного участка под домом <адрес> с указанием размещения на участке различных элементов озеленения и благоустройства, а также координат поворотных точек границ участка площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.167, 171, 177); схема спорного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (составлена по фактическому землепользованию без включения в состав участка надворной постройки - сарая) (л.д.171-172); схема земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под названным домом (размер участка установлен на основании Правил землепользования и застройки г.Смоленска), границы которого определены с учетом следующих координатах поворотных точек - точка №н1: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>; точка №н2: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты> точка №н3: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>; точка №н4: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты> (л.д.177-178).
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014г. №171-ФЗ ч.4 ст.43 ГрК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Таким образом, содержащиеся в ч.4 ст.43 ГрК РФ (в предыдущей редакции) прежние нормативные положения, в соответствии с которыми размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливалась с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий, на момент принятия настоящего судебного решения к спорным правоотношениям не применимы.
По смыслу п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ, ч.4 ст.43 ГрК РФ и п/п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ в случае, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, а проект межевания соответствующей территории не утвержден размер такого земельного участка и его границы должны устанавливаться в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами. Возможность определения границ и площади придомового земельного участка только исходя из фактически сложившегося землепользования действующее в настоящее время законодательство не предусматривает.
С учетом изложенного, оснований для установления границ земельного участка под многоквартирным домом <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. (по фактическому использованию) в координатах, определенных в заключении эксперта ООО «Смоленское бюро строительных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ., как на том настаивают истцы, не имеется.
Кроме того, фактическое использование собственниками помещений названного домовладения именно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. убедительными и неоспоримыми доказательствами не подтверждено. Определение такой площади придомового участка обусловлено согласно показаниям эксперта Бойко А.В. включением в его состав территории, на которой расположена двухэтажная хозяйственная постройка (сарай). Однако, вывод о принадлежности собственникам помещений дома <адрес> упомянутого сарая, по утверждению названного эксперта, был основан только на предположении о его использовании жителями указанного дома. При этом эксперты не исключили тот факт, что помещения сарая используются и жителями соседних домов (л.д.149-оборот).
При рассмотрении дела представитель Гусаровой Н.А. указал на то, что названная истица пользуется лишь двумя помещениями названной хозяйственной постройки. Ранее помещениями сарая пользовались, как жильцы дома <адрес>, так и жильцы соседних домов.
Представители ЗАО «Смолстром-Сервис», являющегося собственником жилых помещений в доме №1 по ул.Матросова в г.Смоленске, в судебном заседании указали на отсутствие у общества, а также предыдущих правообладателей соответствующих комнат и квартир, вещных прав на помещения указанной хозяйственной постройки.
Вопреки доводам представителя Гусаровой Н.А., имеющийся в деле технический паспорт на жилой дом <адрес>, не свидетельствует о, что названная хозяйственная постройка относилась к данному домовладению, а лишь указывает на то, что упомянутый сарай располагался на земельном участке, относящемся к домам <адрес> (л.д.90).
Бесспорных доказательств того, что указанная хозяйственная постройка является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома <адрес> суду не представлено.
Установление границ спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. согласно подготовленной ООО «Смоленское бюро строительных услуг» схеме без включения в состав участка названной постройки (л.д.171-172) недопустимо, поскольку в этом случае границы и площадь участка также определены экспертами только исходя из фактического землепользования без учета действующих нормативов.
Подготовленная ООО «Смоленское бюро строительных услуг» схема спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.177-178) основана на положениях действующих Правил землепользования и застройки г.Смоленска и учитывает установленные данным нормативным актом требования относительно определения необходимой для обслуживания и эксплуатации домовладения площади участка, которая включает в себя площадь, занимаемую существующим домом, площадь озелененной территории и площадь для размещения машино-мест. Исходя из этого, суд считает возможным установить границы земельного участка под многоквартирным домом <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с данной схемой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Установить границы земельного участка под многоквартирным домом <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии со следующими координатами поворотных точек - точка №н1: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>; точка №н2: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>; точка №н3: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>; точка №н4: Х = <данные изъяты>, Y = <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Кудряшов