Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1548/2015 ~ М-1399/2015 от 12.05.2015

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2015 года                        город Нижний Тагил

    Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

    председательствующего ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

    при секретаре судебного заседания АУБАКИРОВОЙ Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1548/2015 по заявлению СТОРОЖЕВОЙ Е. В. об оспаривании Постановления Администрации города Нижний Тагил о снятии с учета нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, восстановлении в списках очередности,

УСТАНОВИЛ:

    12 мая 2015 года истец СТОРОЖЕВА Е.В. обратилась в суд с заявлением к МКУ Администрация муниципального образования «города Нижний Тагил» (далее по тексту – Администрация города) об отмене Постановления Администрации города Нижний Тагил от 18 июня 2012 года № 1250 «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» о снятии с учета нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил, и восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил.

    В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с дочерью Л.К.В. приехали в г. Н. Тагил на постоянное место жительства, с ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил. В <...> году была семье была выделена комната площадью <...> кв.м по адресу: <адрес>, по договору найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ год родилась вторая дочь С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ заключен брак со С.А.С.

На основании постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ семья заявителя снята с очереди, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно по причине наличия в собственности супруга жилого помещения по адресу: <адрес>, переданного ему по безвозмездной сделке. Постановление считает незаконным, поскольку в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 января 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

8 июня 2015 года определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены совершеннолетние члены семьи истца: С.А.С. – муж и Л.К.В. – дочь.

    Заявитель СТОРОЖЕВА Е.В. и заинтересованные лица С.А.С. и Л.К.В. в судебном заседании заявленные требования по изложенным в заявлении доводам и пояснения, данным ранее в судебном заседании, поддержали.

Представитель Администрации города – КУЗЬМЕНКОВА Ю.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала, письменные возражения и пояснения, данные ранее в судебном заседании, поддержала. В обоснование возражений указывала, что на момент снятия заявителя с учета состав семьи составлял 4 человека, на каждого члена семьи приходилось 16,21 кв.м, т.е. более учетной нормы и нормы предоставления. Доводы истца о безвозмездности приобретения супругом жилого помещения в собственность не заслуживают внимания, т.к. для решения вопроса о нуждаемости важен факт наличия жилого помещения в собственности члена семьи, а не основания приобретения этой собственности.

    Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, СТОРОЖЕВА Е.В., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно статье Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого же Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 14 Закона Свердловской области от 22 июля 2015 года № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленных федеральным законом. Аналогичная норма содержалась в Жилищном кодексе РСФСР, действовавшем на день принятия заявителя на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Таким образом, одним из оснований для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма является превышение уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения над учетной нормой, устанавливаемой законодательством субъекта Российской Федерации.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории муниципального образования «город Нижний Тагил» в соответствии с Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» (пункт 27 раздела 2) СТОРОЖЕВА Е.В. и Л.К.В. сняты с очереди в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, - на одного человека приходится более учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения.

Как следует из материалов дела, СТОРОЖЕВА Е.В. ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда составом семьи 2 человека: она и дочь Л.К.В.

При постановке на учет семья СТОРОЖЕВОЙ Е.В. была зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащему брату заявителя М,Д.В. На период рассмотрения заявления заявитель была зарегистрирована в комнате площадью 15,5 кв.м по адресу: <адрес>, с дочерью Л.К.В. на условиях срочного найма жилого помещения, в заключении договора на новый срок отказано на основании Постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ год родилась дочь С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ СТОРОЖЕВА Е.В. заключила брак со С.А.С. С заявлением об изменении состава семьи в Администрацию города не обращалась. При этом в судебном заседании супруги не оспорили и подтвердили, что проживают единой семьей с детьми в квартире, принадлежащей на праве собственности С.А.С. (<...>) и С.А,А. (<...>), по адресу: <адрес>, которая была приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

На дату рассмотрения вопроса о снятии с очередности, С.А.С. был зарегистрирован в квартире общей площадью 63,9 кв.м, по адресу: <адрес>, с дочерью С.А,А. В квартире было зарегистрировано 6 человек, квартира принадлежала на праве общей долевой собственности по 1/6 доле С.А.С., С.А,А. и другим лицам на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ . На С.А.А. и С.А.С. приходилось 21,3 кв.м (63,9 кв.м : 6 чел. х 2 чел.).

С.А.С. также принадлежала на праве единоличной собственности комната жилой площадью <...> кв.м в двухкомнатной квартире общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой площадью <...> кв.м, по адресу: <адрес>, на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на С.А.С. приходилось <...> кв.м (<...>).

Следовательно, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи заявителя следует исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих членам семьи заявителя, суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи заявителя, составляет <...> кв.м (<...>), уровень обеспеченности составлял <...> кв.м (<...>.) на каждого члена семьи заявителя, что более учетной нормы площади и нормы предоставления.

В последующем (после снятия заявителя с учета) вышеуказанные жилые помещения были проданы и взамен приобретено жилое помещение, в котором семья заявителя проживает в настоящее время.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении требований СТОРОЖЕВОЙ Е.В. следует отказать, поскольку СТОРОЖЕВА Е.В. с составом семьи 2 человека утратила основание, которое до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало право на получение жилого помещения по договору социального найма, и Администрацией города правомерно принято постановление о снятии СТОРОЖЕВОЙ Е.В. с составом семьи 2 человек с учета нуждающихся в жилом помещении.

Доводы заявителя о том, что жилые помещения были приобретены супругом по безвозмездным сделкам и совместной собственностью не являются, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку жилищное законодательство предусматривает определение уровня обеспеченности исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и пользования по договорам социального найма. При этом законодатель не ставит в зависимость основания приобретения права собственности.

Кроме того, заявителем пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Также содержится разъяснение о том, что, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Судом установлено, что заявителю было известно о нарушении своих прав принятым постановлением Администрации города от 18 июня 20-12 года с конца 2013 года, однако заявление в суд было подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления.

Доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено, о наличии таковых не заявлено.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46).

Пунктом первым статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Указанное право заявитель реализовала по своему усмотрению.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении заявления СТОРОЖЕВОЙ Е. В. об отмене пункта 27 Постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» о снятии с учета нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил и восстановлении в списках очередности, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья -                     М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

2-1548/2015 ~ М-1399/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сторожева Екатерина Викторовна
Ответчики
Администрация г. Н.Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Пестерникова М.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2015Подготовка дела (собеседование)
08.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.07.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
21.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017Дело оформлено
17.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее