Дело №2-170\2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Губенко Н.Ф.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Эвенкийского муниципального района об обязании разделить учетное дело и восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации Эвенкийского муниципального района об обязании разделить учетное дело и восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с даты подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ его бывшая супруга ФИО3 обратилась в Администрацию ЭАО с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи права на получение жилищной субсидии по переселению из района Крайнего севера и приравненных к нему местностях. ДД.ММ.ГГГГ брак между ними был расторгнут в органах загса на основании совместного заявления. ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в Администрацию ЭМР о разделении учетного дела от ДД.ММ.ГГГГ и постановки в очередь на получение жилищной субсидии с сохранением даты учетного дела, в чем ему было отказано, поскольку данный вопрос не урегулирован действующим законодательством, рекомендовали обратиться в суд, в связи с чем просит суд обязать Администрацию ЭМР разделить учетное дело, восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил суд удовлетворить их в полном объеме (л.д.59).
Представитель ответчика Администрации ЭМР, действующая на основании доверенности ФИО6 (л.д.43) исковые требования признала в полном объеме, возражений против исковых требований не имела.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил в суд письменный отзыв на исковое заявление ФИО2 в котором просил суд в удовлетворении иска отказать (л.д.27-29, 34,38-40).
Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 не возражала против удовлетворения требований истца.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия не явившейся стороны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям:
в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
На основании ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ "государства - участники Пакта признают право каждого на достаточный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни".
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как определяет Жилищный кодекс РФ, субсидирование является одной из форм обеспечения условий для реализации права на жилище и предполагает использование бюджетных и иных, не запрещенных законом источников денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан (ст. 2 ЖК РФ).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Статьей 1 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и п. "з" п. 5 Правил установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В статье 2 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Исходя из толкования приведенной нормы права, следует, что очередность получения жилищной субсидий определяется социальным положением граждан и преимущественное право на субсидию имеют наиболее социально незащищенные граждане перед иными категориями граждан, имеющими право на обеспечение их жильем посредством выдачи субсидии на его приобретение. При этом выделение средств для каждой последующей категории очередников производится после предоставления субсидий всем очередникам предыдущей категории.
Согласно п. п. 24, 26 Правил, в целях предварительного распределения средств Федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
При этом, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно данным заявления ФИО3, представленным в судебное заседание Администрацией ЭМР, она ДД.ММ.ГГГГ году подала в <адрес> заявление на получение жилья в составе семьи из 4 человек. Местом жительства ФИО3 на момент подачи заявления указан адрес <адрес>29, где проживает по настоящее время (л.д.33).
Также в дело представлена копия заявления ФИО2 о включении его в список по переселению в <адрес> с составом семьи 4 человека, датированное ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации ЭМР ФИО7 с заявлением о разделении учетного дела от ДД.ММ.ГГГГ в связи с расторжением брака с бывшей супругой. Просил поставить его в очередь на получение жилищной субсидии по переселению по первоначальной дате подачи заявления, а именно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9).
Согласно трудовой книжки ФИО2 работал в районе Крайнего Севера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 12).
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между ФИО2 и ФИО3 прекращен ДД.ММ.ГГГГ году на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, о чем составлена запись акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ в Эвенкийском территориальном отделе агентства записи актов гражданского состояния <адрес> (л.д.8).
Как пояснил в судебном заседании истец, что из-за не разрешения вопроса о разделении учетного дела, он не может реализовать свое право на получение от государства причитающихся ему по Федеральному закону РФ № от ДД.ММ.ГГГГ социальных выплат.
В этом случае, по мнению суда, будет существенно нарушено очередное (в зависимости от постановки на регистрационный учет) право истца на получение жилищной субсидии.
Согласно анализа нормативно-правовой базы по вопросу порядка и условий предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отсутствует правовое регулирование выдачи жилищных сертификатов бывшим членам семьи в случае расторжения брака.
Между тем, в паспорте подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ N 745) указано, что целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Учитывая указанные цели и задачи подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. суд полагает, что государство имеет обязательства по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как перед истцом, так и перед членами его семьи, поскольку ранее ФИО2 и члены его семьи на законных основаниях были поставлены на учет на получение жилья в рамках программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 595, которая предшествовала Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и действующей в настоящее время федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от оДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку разделение учетного дела не урегулировано действующим законодательством, следовательно, участники правоотношений в том числе, действующие в рамках реализации Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ вправе действовать по своему усмотрению во всех тех случаях, когда правила их поведения прямо не предписаны законом, руководствуясь при этом требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, по мнению суда, Администрации ЭМР не вправе была отказывать в разделении учетного дела ФИО3 При этом размер средств федерального бюджета, предоставляемый как ФИО3, так и ФИО2 не увеличивается, очередность участников подпрограммы при таком разделении также не увеличится, поскольку по данным Администрации ЭМР ФИО2 состоял в очереди в категории «работающие», согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека, то при делении семьи и разделении учетного дела за ним сохраняется та же очередь, а второму учетному делу по этой же категории и по тому же номеру присваивается либо литера (например, № а), либо иное обозначение.
Следовательно, суд полагает возможным обязать Администрацию ЭМР произвести разделение учетного дела ФИО3 с выделением из него учетного дела ФИО2 и восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с даты подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО2 к Администрации Эвенкийского муниципального района о разделении учетного дела и восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии – удовлетворить.
Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес> разделить учетное дело ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения путем выделения из него учетного дела ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и восстановить ФИО2 в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с даты подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ)
Судья: подпись Н.Ф. Губенко
Копия верна. Судья: Губенко Н.Ф.