Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2017 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степыкина Д.В. к Администрации г.Смоленска, Управлению опеки и попечительства Администрации г.Смоленска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Степыкин Д.В. обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, сославшись на то, что проживает в квартире признанного аварийным жилого дома в г.Смоленске, является лицом из числа детей, оставшихся без родительского попечения, признан органом местного самоуправления малоимущим, принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, тогда как до настоящего времени жильем на основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечен.
Степыкин Д.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков Давыдова Е.В., возражая против удовлетворения иска, сослалась на отсутствие правовых оснований для обеспечения истца жилым помещением, указав, что в возрасте до 23 лет Степыкин Д.В., как лицо оставшееся без родительского попечения, в орган местного самоуправления по вопросу реализации своих жилищных прав (предоставления жилья) не обращался и после достижения 23-х лет право на обеспечение жильем утратил.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Степыкин Д.В., 05.12.1981 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без родительского попечения (ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ), поскольку его одинокая мать Степыкина Е.А. решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 09.11.1989г. лишена родительских прав.
На основании постановления Главы администрации Промышленного района г.Смоленска от 09.10.1995г. №332 истец был направлен в школу-интернат на полное государственное обеспечение.
С 04.02.1982г. Степыкин Д.В. зарегистрирован в квартире №3 (общей площадью 54,6 кв.м., жилой площадью 38,1 кв.м.) в доме <адрес>, в которой также зарегистрированы и на условиях социального найма проживают Степыкина Е.А., Степыкин С.В., Рудакова Г.В., Шабалина Н.В., Рудакова Т.О., Шабалин В.В., Рудакова А.О. Нанимателем данного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является Рудакова Г.В., с которой 28.08.2013г. заключен договор социального найма №821.
В соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 23.11.2012г. №2093-адм «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска» многоквартирный дом №35 по пр.Гагарина г.Смоленска признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 12.03.2013г. №417-адм Рудакова Г.В. и указанные члены ее семьи признаны малоимущими, а постановлением от 12.03.2013г. №419-адм – приняты на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 01.04.2015г. на Администрацию г.Смоленска возложена обязанность по предоставлению Рудаковой Г.В. и члены ее семьи, включая Степыкина Д.В., вне очереди взамен аварийного жилья (квартиры <адрес>) другого благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске общей площадью не менее 54,6 кв.м., состоящего не менее чем из 4-х комнат.
На обращение истца об обеспечении жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ему письмом Управления опеки и попечительства Администрации г.Смоленска от 10.08.2016г. сообщено об отсутствии для этого правовых оснований, поскольку на момент такого обращения Степыкин Д.В. достиг возраста 34 лет и к числу подлежащих обеспечению жильем лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не относится.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Степыкиным Д.В. в иске поставлен вопрос о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.
Часть 9 приведенной статьи упомянутого Закона устанавливает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, в силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ныне действующей редакции) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных выше законоположений, обеспечение Степыкина Д.В., достигшего к моменту разрешения спора возраста, превышающего 23 года, жилым помещением специализированного жилищного фонда в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возможно только в том случае, если по состоянию на 01.01.2013г. он имел нереализованное право на обеспечение жильем как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По правилам ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01.01.2013г., предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, основаниями для реализации гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жильем являлись необеспеченность жилым помещением для постоянного проживания и признание их в возрасте до 23-х лет в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае, если причины, по которым названные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении носят уважительный характер, требования названных лиц об обеспечении их жилым помещением подлежат удовлетворению (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г.).
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания либо в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения либо по причине того, что в жилом помещении на любом законном основании приживают лица, лишенные родительских прав в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент достижения 23-х лет (в 2004г.) Степыкин Д.В. обладал правом пользования на условиях социального найма квартирой <адрес>, в которой было зарегистрировано 8 (впоследствии 9) человек, на каждого из которых приходилось 6,8 кв.м. общей площади жилья (54,6 кв.м. / 8 человек) и 4,76 кв.м. жилой площади (38,1 кв.м. / 8 человек), что менее как ранее установленной (Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области, утв. постановлением Смоленского облисполкома и облсовпрофа от 6 декабря 1984г. №612), так и ныне установленной учетной нормы (Постановление Главы г.Смоленска от 03.05.2005г. №1087), т.е. ниже 6,5 кв.м. жилой площади и 10,5 кв.м. общей площади на одного человека (соответственно).
Кроме того, как в 2004г. так и в настоящее время в названной квартире зарегистрирована и проживает мать истца – Степыкина Е.А., лишенная в отношении Степыкина Д.В. родительских прав. При этом, в 2012г. домовладение, в котором находится указанная квартира, в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу.
Изложенное выше свидетельствует о том, что и на момент достижения истцом возраста 23 лет, и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела последний объективно нуждался (нуждается) в жилье, поскольку проживание в квартире №3 в доме №35 по пр.Гагарина г.Смоленска противоречит его интересам и применительно к правилам ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ признается невозможным.
При этом, как следует из объяснений истца, до достижения возраста 23-х лет (в конце 2000г.) он, имея нереализованное право на обеспечение жильем в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, обращался в органы опеки и попечительства и Администрацию г.Смоленска по вопросу предоставления жилого помещения, где ему указали на отсутствие свободного жилья и необходимых для приобретения такого жилья бюджетных средств, т.е. указанный вопрос положительно не был разрешен по вине органа местного самоуправления, который право Степыкина Д.В. на предоставление благоустроенного жилого помещения нарушил и исчерпывающих мер к принятию его на учет в качестве нуждающегося в жилье не предпринял (доказательства обратного в деле отсутствуют).
Образовательное учреждение, в котором обучался истец, обязанности по защите прав последнего в тот период, когда он был несовершеннолетним, также надлежаще не выполнило.
Факт того, что до достижения возраста 23 лет Степыкин предпринимал попытки получить жилое помещение, при рассмотрении дела ответчиками не оспаривался.
Таким образом, причины пропуска истцом срока обращения с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, следует признать уважительными.
При таком положении, учитывая, что гарантированное законом право Степыкина Д.В. на жилое помещение не реализовано не по его вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г.Смоленска предоставить Степыкину Д.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов
Решение в окончательной форме
Изготовлено 21.02.2017г.