Дело № 2а-2140/2020
УИД 36RS0004-01-2020-001477-52
3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя административного истца по ордеру Тулиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Данилова Александра Владимировича к судебному приставу – исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Елене Алексеевне, начальнику отдела - старшему судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацеву Александру Александровичу, УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действия по излишнему списанию со счетов денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Данилов А.В. обратился в суд с настоящим иском к судебному приставу – исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А., УФССП России по Воронежской области, и с учетом неоднократно уточненных в ходе рассмотрения дела в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ административных исковых требований, просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков по излишнему списанию со счетов денежных средств в сумме <данные изъяты>. в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года.
Мотивируя заявленные требования, указывал в административном иске, что 19 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2А-1258/19 о взыскании с Данилова А.В. налогов и сборов, включая пени.
30 января 2020 года судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. возбуждено исполнительное производство № 16727/20/36017-ИП. Общая сумма взыскания по указанному исполнительному производству составила 71 700 рублей 56 копеек. В рамках исполнительного производства произведены списания денежных средств с лицевого счета № в Воронежском отделении № <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Кроме того, согласно выписке по банковской карте № из <данные изъяты> открытой на имя Данилова А.В., ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес> Букреевой Е.А. было списано по указанному исполнительному производству <данные изъяты>.
Таким образом, денежные средства в сумме <данные изъяты> с банковской карты <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> с банковской карты <данные изъяты> в качестве задолженности по исполнительному производству были списаны незаконно с двух банковских карт Данилова Александра Владимировича. То есть, фактически судебным приставом -исполнителем произведено незаконное списание суммы долга в двойном размере в рамках одного исполнительного производства.
В связи с тем, что судебным - приставом исполнителем Букреевой Е.А. со счетов Данилова А.В. незаконно списаны денежные средства в двойном размере в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года, превышающие общую сумму взыскания на <данные изъяты> и до настоящего времени не возвращены должнику, указанное свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Не оспаривая законность вынесенных постановлений об обращении взыскания на денежные средства, истец указывает на нарушение своих прав, выразившееся в списании суммы долга в двойном размере, что послужило основаниям для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела - старший судебный пристав МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацев А.А., в качестве заинтересованного лица взыскатель по исполнительному производству ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа.
Административный истец, административные ответчики, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеются подтверждающие данный факт надлежащие доказательства. От административного истца поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по ордеру Тулина Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено в адрес лиц, участвующих в деле, и последними получено.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 20.03.2020 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ему стало известно о нарушении своих прав, поскольку как следует из материалов дела списание денежных средств со счетов административного истца было осуществлено 19 марта 2020 года.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, судебные приказы.
В силу ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав -исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено материалами дела, на основании выданного мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебного приказа № 2а-1258/2019 от 19.08.2019 г., судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. 30.01.2020 г. возбуждено исполнительное производство № 16727/20/36017-ИП о взыскании с Данилова А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа налоговой задолженности в сумме <данные изъяты>.
В ходе исполнительного производства судебным приставом - исполнителем в установленном законом порядке направлены запросы в кредитные учреждения с целью установления имущественного положения должника.
Постановлениями судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. от 18.03.2020 г. на денежные средства, находящиеся на счетах должника в ПАО Сбербанк России и Банк ВТБ (ПАО), было обращено взыскание, на каждый из счетов в размере по <данные изъяты>., в пределах предмета исполнения.
Из представленных выписок по счетам в указанных кредитных учреждениях усматривается, что на основании постановлений административного ответчика <данные изъяты> и <данные изъяты>. с каждого из счетов должника произведено списание суммы налоговой задолженности в размере <данные изъяты>.
Постановлением от 30 марта 2020 года судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области исполнительное производство окончено, все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения отменены.
Как видно из материалов исполнительного производства, в связи с установлением факта излишнего списания денежных средств со счетов Данилова С.В., приставом приняты меры к их возврату. 25 марта 2020 года излишне списанные денежные средства в сумме <данные изъяты>. возвращены на счет Данилова А.В. в <данные изъяты>.
Вместе с тем судом установлено, что на момент обращения в суд с настоящим иском, излишне удержанные денежные средства должнику не возвращены.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 3 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, и сообщает судебному приставу-исполнителю в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного соответствующим должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью и направляемого с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, реквизиты счетов должника и размер денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету. Требования к сообщению на бумажном носителе, направляемому банком или иной кредитной организацией, утверждаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с Банком России. Требования к формату сообщения в форме электронного документа, направляемого банком или иной кредитной организацией, утверждаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Согласно положениям статьей 70 и 81 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, включает в себя наложение ареста и перечисление денежных средств на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 3 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).
При этом в соответствии с ч. 11 ст. 70 Закона об исполнительном производстве при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.
Суд полагает, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, в целях обеспечения исполнения решения суда, была вправе обращать взыскания на денежные средства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем нарушены требования ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства, что и послужило причиной излишнего списания денежных средств по счетов должника и привело к нарушению прав административного истца.
Как следует из материалов исполнительного производства, при проверке имущественного положения должника, судебным приставом-исполнителем была получена информация об открытых на имя Данилова А.В. расчетных счетах в <данные изъяты> и <данные изъяты>
Как указано в установочной части постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника в <данные изъяты>, в ходе совершения исполнительный действий было установлено, что должник имеет счета в <данные изъяты>, в том числе счет № на сумму <данные изъяты>. и счет № на сумму <данные изъяты>.
Таким образом, на момент вынесения постановлений об обращении взысканий на денежные средства должника, у судебного пристава-исполнителя имелась информация о наличии на счетах <данные изъяты> открытых в <данные изъяты> денежных средств в сумме достаточной для погашения задолженности в полном объеме, в связи с чем, обращение взыскания на денежный средства должника в <данные изъяты> являлось излишним и именно указанные действия привели к излишнему списанию денежных средств и нарушению прав административного истца.
Располагая на момент принятия решения об обращении взыскания на денежные средства должника информацией о достаточной сумме на счете должника в <данные изъяты> для полгашения обязательства, и принимая решение об обращении взыскания на денежные средства в <данные изъяты> в размере полной суммы задолженности, в нарушение положений ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ответчиком в постановлениях в нарушение требований закона не был указан объем подлежащих списанию денежных средств, что и явилось причиной излишнего списания денежных средств. При этом, обладая всей полной информации ответчик имел возможность соблюсти требования закона в этой части, что сделано не было.
Таким образом, действия по излишнему списанию денежных средств в полной сумме долга в размере <данные изъяты>. нельзя признать законными и обоснованными.
Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица, недоимка в указанной сумме перечислена в доход бюджета, задолженности у административного истца не имеется.
При этом, сам факт излишнего удержания денежных средств с должника нарушает права последнего на пользование и распоряжение ими, а принимая во внимание, что на момент обращения в суд с настоящим иском денежные средства не возвращены, суд полагает необходимым требования удовлетворить, признав факт нарушения прав административного истца установленным.
Таким образом, доводы административного истца о нарушениях судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес> указанных выше требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение. Поскольку денежные средства возвращены, оснований для возложения на ответчиков такой обязанности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Елены Алексеевны, выразившиеся в незаконном излишнем списании со счетов Данилова Александра Владимировича денежной суммы в размере <данные изъяты>, в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в течение десяти рабочих дней 14.08.2020 года
Дело № 2а-2140/2020
УИД 36RS0004-01-2020-001477-52
3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя административного истца по ордеру Тулиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Данилова Александра Владимировича к судебному приставу – исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Елене Алексеевне, начальнику отдела - старшему судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацеву Александру Александровичу, УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действия по излишнему списанию со счетов денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Данилов А.В. обратился в суд с настоящим иском к судебному приставу – исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А., УФССП России по Воронежской области, и с учетом неоднократно уточненных в ходе рассмотрения дела в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ административных исковых требований, просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков по излишнему списанию со счетов денежных средств в сумме <данные изъяты>. в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года.
Мотивируя заявленные требования, указывал в административном иске, что 19 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2А-1258/19 о взыскании с Данилова А.В. налогов и сборов, включая пени.
30 января 2020 года судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. возбуждено исполнительное производство № 16727/20/36017-ИП. Общая сумма взыскания по указанному исполнительному производству составила 71 700 рублей 56 копеек. В рамках исполнительного производства произведены списания денежных средств с лицевого счета № в Воронежском отделении № <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Кроме того, согласно выписке по банковской карте № из <данные изъяты> открытой на имя Данилова А.В., ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес> Букреевой Е.А. было списано по указанному исполнительному производству <данные изъяты>.
Таким образом, денежные средства в сумме <данные изъяты> с банковской карты <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> с банковской карты <данные изъяты> в качестве задолженности по исполнительному производству были списаны незаконно с двух банковских карт Данилова Александра Владимировича. То есть, фактически судебным приставом -исполнителем произведено незаконное списание суммы долга в двойном размере в рамках одного исполнительного производства.
В связи с тем, что судебным - приставом исполнителем Букреевой Е.А. со счетов Данилова А.В. незаконно списаны денежные средства в двойном размере в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года, превышающие общую сумму взыскания на <данные изъяты> и до настоящего времени не возвращены должнику, указанное свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Не оспаривая законность вынесенных постановлений об обращении взыскания на денежные средства, истец указывает на нарушение своих прав, выразившееся в списании суммы долга в двойном размере, что послужило основаниям для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела - старший судебный пристав МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацев А.А., в качестве заинтересованного лица взыскатель по исполнительному производству ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа.
Административный истец, административные ответчики, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеются подтверждающие данный факт надлежащие доказательства. От административного истца поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по ордеру Тулина Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено в адрес лиц, участвующих в деле, и последними получено.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 20.03.2020 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ему стало известно о нарушении своих прав, поскольку как следует из материалов дела списание денежных средств со счетов административного истца было осуществлено 19 марта 2020 года.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, судебные приказы.
В силу ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав -исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено материалами дела, на основании выданного мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебного приказа № 2а-1258/2019 от 19.08.2019 г., судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. 30.01.2020 г. возбуждено исполнительное производство № 16727/20/36017-ИП о взыскании с Данилова А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа налоговой задолженности в сумме <данные изъяты>.
В ходе исполнительного производства судебным приставом - исполнителем в установленном законом порядке направлены запросы в кредитные учреждения с целью установления имущественного положения должника.
Постановлениями судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Е.А. от 18.03.2020 г. на денежные средства, находящиеся на счетах должника в ПАО Сбербанк России и Банк ВТБ (ПАО), было обращено взыскание, на каждый из счетов в размере по <данные изъяты>., в пределах предмета исполнения.
Из представленных выписок по счетам в указанных кредитных учреждениях усматривается, что на основании постановлений административного ответчика <данные изъяты> и <данные изъяты>. с каждого из счетов должника произведено списание суммы налоговой задолженности в размере <данные изъяты>.
Постановлением от 30 марта 2020 года судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области исполнительное производство окончено, все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения отменены.
Как видно из материалов исполнительного производства, в связи с установлением факта излишнего списания денежных средств со счетов Данилова С.В., приставом приняты меры к их возврату. 25 марта 2020 года излишне списанные денежные средства в сумме <данные изъяты>. возвращены на счет Данилова А.В. в <данные изъяты>.
Вместе с тем судом установлено, что на момент обращения в суд с настоящим иском, излишне удержанные денежные средства должнику не возвращены.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 3 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, и сообщает судебному приставу-исполнителю в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного соответствующим должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью и направляемого с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, реквизиты счетов должника и размер денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету. Требования к сообщению на бумажном носителе, направляемому банком или иной кредитной организацией, утверждаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с Банком России. Требования к формату сообщения в форме электронного документа, направляемого банком или иной кредитной организацией, утверждаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Согласно положениям статьей 70 и 81 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, включает в себя наложение ареста и перечисление денежных средств на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 3 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).
При этом в соответствии с ч. 11 ст. 70 Закона об исполнительном производстве при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.
Суд полагает, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, в целях обеспечения исполнения решения суда, была вправе обращать взыскания на денежные средства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем нарушены требования ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства, что и послужило причиной излишнего списания денежных средств по счетов должника и привело к нарушению прав административного истца.
Как следует из материалов исполнительного производства, при проверке имущественного положения должника, судебным приставом-исполнителем была получена информация об открытых на имя Данилова А.В. расчетных счетах в <данные изъяты> и <данные изъяты>
Как указано в установочной части постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника в <данные изъяты>, в ходе совершения исполнительный действий было установлено, что должник имеет счета в <данные изъяты>, в том числе счет № на сумму <данные изъяты>. и счет № на сумму <данные изъяты>.
Таким образом, на момент вынесения постановлений об обращении взысканий на денежные средства должника, у судебного пристава-исполнителя имелась информация о наличии на счетах <данные изъяты> открытых в <данные изъяты> денежных средств в сумме достаточной для погашения задолженности в полном объеме, в связи с чем, обращение взыскания на денежный средства должника в <данные изъяты> являлось излишним и именно указанные действия привели к излишнему списанию денежных средств и нарушению прав административного истца.
Располагая на момент принятия решения об обращении взыскания на денежные средства должника информацией о достаточной сумме на счете должника в <данные изъяты> для полгашения обязательства, и принимая решение об обращении взыскания на денежные средства в <данные изъяты> в размере полной суммы задолженности, в нарушение положений ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ответчиком в постановлениях в нарушение требований закона не был указан объем подлежащих списанию денежных средств, что и явилось причиной излишнего списания денежных средств. При этом, обладая всей полной информации ответчик имел возможность соблюсти требования закона в этой части, что сделано не было.
Таким образом, действия по излишнему списанию денежных средств в полной сумме долга в размере <данные изъяты>. нельзя признать законными и обоснованными.
Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица, недоимка в указанной сумме перечислена в доход бюджета, задолженности у административного истца не имеется.
При этом, сам факт излишнего удержания денежных средств с должника нарушает права последнего на пользование и распоряжение ими, а принимая во внимание, что на момент обращения в суд с настоящим иском денежные средства не возвращены, суд полагает необходимым требования удовлетворить, признав факт нарушения прав административного истца установленным.
Таким образом, доводы административного истца о нарушениях судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес> указанных выше требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение. Поскольку денежные средства возвращены, оснований для возложения на ответчиков такой обязанности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Букреевой Елены Алексеевны, выразившиеся в незаконном излишнем списании со счетов Данилова Александра Владимировича денежной суммы в размере <данные изъяты>, в рамках исполнительного производства № 16727/20/36017-ИП от 30 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в течение десяти рабочих дней 14.08.2020 года