Дело № 2-2915/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Семяшкиной В.С.,
при секретаре Соколовой А.С.,
с участием прокурора Володиной В.А.,
истца, представителей сторон,
рассмотрев 24 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Погадаева С.Е. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Погадаев С.Е. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (далее по тексту - ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 000 руб., в обоснование своих требований указывал, что <...> г. умер его отец - П.., смерть которого наступила в результате оказания ответчиком некачественной медицинской помощи. Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 19.04.2018 вина ответчика установлена, с ГБУЗ «Ухтинская городская больница №1» в пользу брата истца -Погадаева С.Е. взыскана компенсация морального вреда в размере 400000 руб.. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК 28.06.2018 указанное решение оставлено без изменения. Смерть близкого человека причинила ему глубокие нравственные страдания и связи с этим – моральный вред, компенсацию которого считает возможным за счет ответчика.
В судебном истец, представитель истца Канев Б.Б., действующий по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания, на заявленных требованиях настаивали, доводы, изложенные в иске, поддержали.
Представители ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» Ледянкин А.Ю., Шарипова Я.Н., выступая в суде, пояснили, что возражений по существу заявленных требований не имеют, просили уменьшить сумму компенсации морального вреда, поскольку считают ее завышенной, сослались дополнительно на то, что организация- ответчик является бюджетным учреждением.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению частично, с учетом всех обстоятельств дела уменьшить сумму компенсации морального вреда до разумных пределов, исследовав материалы гражданского дела № 2-6/2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье относится к нематериальным благам.
Как следует из ч. 1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанная норма конкретизируется в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что П. являлся отцом Погадаева С.Е., умер <...> г. в возрасте .... года.
В медицинском свидетельстве о смерти .... № .... от <...> г. имеются сведения о том, что причинами смерти явились .....
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми № 2-6/2018 от 19.04.2018 установлена вина ответчика в невыполнении лечебно-диагностических мероприятий при поступлении П.. в приемное отделение стационара, что привело к установлению неправильного диагноза, отказе больному в госпитализации и не предоставления соответствующего лечения, что и способствовало наступлению неблагоприятного исхода. Между выявленными недостатками при оказании П.. медицинской помощи в ГБУЗ «Ухтинская городская больница №1» <...> г. (в частности, неверного алгоритма ведения больных с синдромом острой боли в груди, недооценки анамнеза и клинических данных, неправильной интерпретация ЭКГ и установления неправильного клинического диагноза «....») и наступлением смерти имеется причинно-следственная связь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми 28.06.2018 указанное решение оставлено без изменения.
По этим причинам, суд считает вышеуказанные обстоятельства установленными и не подлежащими повторному доказыванию.
В соответствии с положениями статьи 1101 Гражданского Кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из материалов дела следует, что требование о компенсации морального вреда заявлено в связи причинением истцу нравственных и физических страданий, выразившихся в переживаниях о невосполнимой утрате близкого человека (отца).
Истец и умерший являлись близкими родственниками, следовательно, истцу причинены страдания в связи с утратой близкого члена семьи, потерей возможности постоянного общения с ним. Смерть родного человека невосполнима, поэтому необратимо нарушает психическое состояние членов такой семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи.
Поскольку близкие родственники во всех случаях испытывают нравственные страдания, вызванные смертью потерпевшего, суд не подвергает сомнению факт причинения истцу морального вреда.
С учетом данных обстоятельств, наличия установленной родственной связи, характера причиненных истцу нравственных страданий, а также степени вины ответчика и имеющейся причинно-следственной связи между выявленными недостатками при оказании П.. медицинской помощи в ГБУЗ «Ухтинская городская больница №1» и наступления смерти, а также то, что организация-ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из средств республиканского бюджета Республики Коми, принимая во внимание финансовое положение учреждения, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично и считает возможным взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда в пользу истца 400000,00 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Погадаева С.Е. следует отказать.
Суд взыскивает компенсацию морального вреда непосредственно с учреждения – ГБУЗ РК «УГБ №1», без привлечения собственника его имущества, исходя из типа учреждения (бюджетное) и учитывая положения п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, пунктов 1.12-1.13 устава ГБУЗ РК «УГБ №1».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» в пользу Погадаева С.Е. 400000 (четыреста тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» госпошлину в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме – 29 августа 2018 года.
Судья В.С. Семяшкина