Дело № 30-2-338/2019
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 9 июля 2019 года
Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.,
при секретаре Шевяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чернова Алексея Ивановича на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 1 февраля 2019 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернова Алексея Ивановича,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 1 февраля 2019 года Чернов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Согласно постановления правонарушение выразилось в нарушении требований статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 16.1 Положения о памятнике природы «Долина р. Ити, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 11.04.2017 г. № 303-п, пункта 1.7, 1.8 Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области», части 5 статьи 5 Закона Ярославской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области от 28.12.2015 года № 112-з, а именно возведении индивидуального жилого дома на территории памятника природы «Долина р. Ити» с нарушением установленного режима особой охраны территории памятника природы без предварительного выделения зоны ограниченного хозяйственного использования.
Решением судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 14 мая 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Чернова А.И. – без удовлетворения.
В Ярославский областной суд принесена жалоба Черновым А.И. на вынесенные по делу акты, в которой ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 1 февраля 2019 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 14 мая 2019 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Чернова А.И. – адвокат Волков С.Ф. жалобу поддержал в полном объеме.
Заслушав пояснения защитника, исследовав доводы жалобы, дело об административном правонарушении в полном объеме, полагаю, что основания для отмены или изменения постановления административного органа и судебного решения отсутствуют.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Диспозиция статьи носит бланкетный характер, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования законодательства Российской Федерации в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях нарушены или не выполнены.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу статьи 1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 2 и 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ памятники природы представляют собой разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Статьей 5 Закона Ярославской области от 28.12.2015 N 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории регионального значения запрещаются, за исключением специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования. Зоны ограниченного хозяйственного использования в составе особо охраняемой природной территории регионального значения выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. Сведения о зонах ограниченного хозяйственного использования, в том числе описание их границ и особого правового режима, указываются в положении об особо охраняемой природной территории регионального значения.
Памятник природы «Долина р. Ити» создан на основании постановления Администрации Ярославской области от 21.01.2005 года № 8.
Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года № 460-п утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области. Пунктом 2.17.3 этого Перечня определен памятник природы «Долина р. Ити», его границы, местонахождение, площадь.
Положением о памятнике природы «Долина р. Ити», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 11.04.2017 года №303-п определены границы памятника природы, приведено его описание, а также установлен режим особой охраны объекта.
В соответствии с пунктом 16.1 указанного Положения запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории памятника природы, охраняемых природных объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания памятника природы, в том числе: повреждение, поломка деревьев и кустарников, видоизменение ландшафтов, уничтожение почвенного покрова.
Согласно пункту 16.3. Положения строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в границах памятника природы запрещены, за исключением специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования. Зоны ограниченного хозяйственного использования выделяются постановлением Правительства области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 17 Положения собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах памятника природы, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Согласно пункту 1.7 постановления Правительства Ярославской области от 27.09.2012 N 981-п «Об утверждении Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области» департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области согласовывает проекты постановлений Правительства области о создании особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ), об изменении режима особой охраны ООПТ (в том числе об изменении зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ), об изменении границ ООПТ, о реорганизации и упразднении ООПТ.
В границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами Ярославской области (пункт 1.8).
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в границах ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом (пункт 1.9).
Из материалов дела следует, что Чернов А.И. является с 26 апреля 2017 года собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в границах памятника природы «Долина р. Ити».
По делу установлено, что Чернов А.И. осуществил на указанном земельном участке строительство жилого дома, но не обращался в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по вопросу выделения на принадлежащем земельном участке зоны ограниченного хозяйственного использования в целях строительства и эксплуатации жилого дома.
Проведенной департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проверкой выявлено, что в границах памятника природы, Чернов А.И. на принадлежащем ему земельном участке допустил работы по возведению и эксплуатации жилого дома в нарушение правил охраны и использования особо охраняемой территории без предварительного выделения зоны ограниченного хозяйственного использования.
При таких обстоятельствах должностное лицо департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и судья районного суда, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, установив по результатам их оценки обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, правильно установили факт нарушения Черновым А.И. установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы «Долина р. Ити».
Полученные по делу доказательства являются допустимыми, собраны с соблюдением требований главы 26, статьями 27.10, 28.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы Чернова А.И. и его защитника о том, что в документах в отношении земельного участка, в том числе выписке из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения об обременениях земельного участка и нахождении его в границах особо охраняемой природной территории, не освобождают Чернова А.И. от административной ответственности. Созданный памятник природы регионального значения «Долина р. Ити» имеет определенные границы и режим особой охраны территорий, установленные действующими нормативными правовыми актами, подлежащими исполнению.
Следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденному приказом Минприроды Росси от 19.03.2012 года № 69 государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является государственным информационным ресурсом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Порядка сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
В материалы дела представлена соответствующая кадастровая выписка, в которой указаны земельные участки, расположенные на территории памятника природы, приведен его план и чертеж. Оснований сомневаться в ее достоверности у суда не имеется.
Кроме того, согласно пункту 40 указанного выше Порядка, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно утверждают и до 20 января размещают в сети Интернет Перечни ООПТ регионального и местного значения с указанием по каждой ООПТ: названия, категории, значения, профиля, кластерности, площади (в т.ч. морской акватории), площади охранной зоны, местоположения (административно-территориальные единицы, в границах которых находится ООПТ), реквизитов правовых актов об организации ООПТ, наличия международного статуса, ведомственной подчиненности.
Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что Чернов А.И. имел возможность ознакомиться со сведениями государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и принять соответствующие меры к соблюдению правил охраны и использования окружающей среды, но без объективных причин не сделал этого.
Вопрос о виновности Чернова А.И. разрешен должностным лицом административного органа в установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Чернову А.И. в соответствии с санкцией статьи 8.39 КоАП РФ. При этом правила назначения административного наказания, установленные в статьях 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, соблюдены.
Порядок и процедура привлечения Чернова А.И. к административной ответственности соблюдены.
Таким образом, основания для отмены постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 1 февраля 2019 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 14 мая 2019 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 1 февраля 2019 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернова Алексея Ивановича оставить без изменения, жалобу Чернова Алексея Ивановича – без удовлетворения.
Судья С.В. Нуждин