Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3604/2020 от 23.06.2020

Дело № 2-3604 /2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2020 Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

                         председательствующего судьи: Колычевой А.В.,

                         при секретаре Ворона Е.Д.,

        рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску по иску Чайковского Михаила Викторовича к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» о признании его безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов -

                                                       УСТАНОВИЛ:

Чайковский М.В. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа», с учетом уточненных исковых требований просит :

- признать его безработным с 02.11.2015 года    по 11.03.2016 года,

- взыскать пособие по безработице за период с 02.11.2015 года по 11.03.2016 года в размере 4250 рублей,

- компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей,

-судебные расходы в размере 450 руб.

В обоснование исковых требований указано, что 02 ноября 2015 года    истец обратился в ГКУ ЦЗН г. Воронежа    для постановки на    учет в качестве безработного, вместе с тем, истцом не была представлена справка о заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а так же диплом о высшем образовании. В период с 02.11.2016 года по 10.04.2016 года ответчики проявили бездействие, выразившееся в не совершении действий по регистрации и признании истца безработным, начислении и выплате пособия по    безработице и предоставлении государственных услуг, предусмотренных для безработных граждан, вследствие чего причинили истцу нравственные страдания. В силу решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26.02.2016 года    на ответчика    была     возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца с 29.01.2015 года     и назначить государственное пособие по безработице в минимальном размере. До настоящего времени ответчик не исполнил решение суда. Полагает, что ему должно быть выплачено пособие по безработице за период с 02.11.2015 года по 11.03.2016 года в размере 4250 рублей. Указанные обстоятельства послужили основанием    для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Чайковского М.В. к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа», о признании    безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда отказано.( л.д. 119- 122)

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 5.09. 2017 года решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03. 2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Чайковского М.В. без удовлетворения. ( л.д. 151- 159)

Чайковский М.В. обратился в суд с заявлением о пересмотре вышеназванного решения суда по новым обстоятельствам.

           Определением Коминтерновского районного уда г. Воронежа от 19.02. 2020 года Чайковскому М.В. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года по иску Чайковского М.В. к Государственному казенному учреждению Воронежской области « Центр занятости населения города Воронежа» о признании его безработным, взыскания пособия по безработице, компенсации морального вреда, по новым обстоятельствам. ( л.д. 193-195)

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16.06. 2020 года определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 19.02. 2020 года отменено. Разрешен вопрос по существу. Удовлетворено заявление Чайковского М.В. о пересмотре решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03. 2017 года по новым обстоятельствам. Отменено решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года, дело направлено в Коминтерновский районный суд г. Воронежа для рассмотрения по существу. ( л.д. 260-268)

Истец Чайковский М.В., представитель ответчика о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

          Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

         Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы

гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его

заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).

Как усматривается из материалов гражданского дела, в ноябре 2015 года истец обратился в государственное казенное учреждение «Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа» со 2.11. 2015 года был поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.

28.04.2016 года истец был проинформирован государственным казенным учреждение «Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа» о его постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Истец так же был проинформирован о порядке принятия решения о признания его безработным. ( л.д. 7-9)

Истец не был признан безработным по причине подачи им неполного комплекта документов. Заявителем были представлены только паспорт и трудовая книжка, диплом об образовании представлен не был.

В феврале 2016 года после очередного обращения истца в орган службы занятости за содействие в поиске подходящей работы за содействием в поиске подходящей работы и представления им необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, он был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней признан безработным.

8.10. 2019 года принято Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 31-П « По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2

статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского», согласно которого оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника образования того или иного уровня и (или) определенной квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей. Исходя из этого непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости функций по содействию таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им установленных законом мер социальной поддержки в период безработицы. При этом, рассматривая вопрос о признании безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении данного лица правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие у него документов, удостоверяющих его квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

            Таким образом, взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования отношений в сфере социальной защиты от безработицы - не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней, только на том основании, что указанными лицами не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию, наличие и содержание которых не влияет ни на оценку предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни на размер пособия по безработице.

             К тому же в пункте 3 названной статьи перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающим образом и не включает в себя граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документы, удостоверяющие их квалификацию. В противном случае для ищущих работу граждан из числа лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, создавались бы искусственные препятствия для признания их безработными и реализации ими прав, гарантированных законом безработным гражданам в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы (в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице), чем нарушалось бы право

граждан на защиту от безработицы, закрепленное статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию.

Конституционно-правовой смысл положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правоприменительные решения по делу гражданина Чайковского Михаила Викторовича, основанные на положениях абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.2019 №31 -П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского» выявило иное конституционно- правовое истолкование данных нормативных положений, примененных судом в настоящем деле, согласно которому взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию.

Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо документа, удостоверяющего его квалификацию, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Чайковского М.В. в части признания его безработным в период со 2.11.2015 года по 11.03. 2016 года, связи с чем на ответчика следует возложить обязанность поставить истца на регистрационный учет в качестве безработного.

Истцом был представлен письменный расчет, пособия по безработице за 5 месяцев, с которым согласился ответчик, возражений не представил, расчет проверен и принят судом в качестве письменного доказательства в соответствии со ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Размер пособия по безработице рассчитывается за 5 месяцев исходя из минимального размера пособия по безработице 850 руб и за период со 2.11. 2015 года по 11.03. 2016 года составляет 4 250руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В процессе рассмотрения дела судом установлено нарушение личных неимущественных прав Чайковского В.М. необоснованным отказом в признании его безработным.

Для определения размера компенсации морального вреда, судом учитывается вина ответчика, фактические обстоятельства дела при которых был причинен моральный вред, исходя из требований разумности, суд считает возможным взыскать 3 000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом 30.01. 2017 года по чек ордеру была оплачена госпошлина в размере 450 руб, которая полежит взысканию с ответчика.

                                          Руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чайковского Михаила Викторовича к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» удовлетворить.

Обязать государственное казенное учреждение Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» признать Чайковского Михаила Викторовича безработным со 2.11. 2015 года по 11.03. 2016 года, с постановкой на регистрационный учет в качестве безработного.

Взыскать с государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» в пользу Чайковского Михаила Викторовича пособие по безработице за период с 2.11. 2015 года по 11.03.2016года в размере 4 250 руб, компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб, судебные расходы 450 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.

      Судья                                     А.В. Колычева

Дело № 2-3604 /2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2020 Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

                         председательствующего судьи: Колычевой А.В.,

                         при секретаре Ворона Е.Д.,

        рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску по иску Чайковского Михаила Викторовича к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» о признании его безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов -

                                                       УСТАНОВИЛ:

Чайковский М.В. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа», с учетом уточненных исковых требований просит :

- признать его безработным с 02.11.2015 года    по 11.03.2016 года,

- взыскать пособие по безработице за период с 02.11.2015 года по 11.03.2016 года в размере 4250 рублей,

- компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей,

-судебные расходы в размере 450 руб.

В обоснование исковых требований указано, что 02 ноября 2015 года    истец обратился в ГКУ ЦЗН г. Воронежа    для постановки на    учет в качестве безработного, вместе с тем, истцом не была представлена справка о заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а так же диплом о высшем образовании. В период с 02.11.2016 года по 10.04.2016 года ответчики проявили бездействие, выразившееся в не совершении действий по регистрации и признании истца безработным, начислении и выплате пособия по    безработице и предоставлении государственных услуг, предусмотренных для безработных граждан, вследствие чего причинили истцу нравственные страдания. В силу решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26.02.2016 года    на ответчика    была     возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца с 29.01.2015 года     и назначить государственное пособие по безработице в минимальном размере. До настоящего времени ответчик не исполнил решение суда. Полагает, что ему должно быть выплачено пособие по безработице за период с 02.11.2015 года по 11.03.2016 года в размере 4250 рублей. Указанные обстоятельства послужили основанием    для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Чайковского М.В. к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа», о признании    безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда отказано.( л.д. 119- 122)

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 5.09. 2017 года решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03. 2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Чайковского М.В. без удовлетворения. ( л.д. 151- 159)

Чайковский М.В. обратился в суд с заявлением о пересмотре вышеназванного решения суда по новым обстоятельствам.

           Определением Коминтерновского районного уда г. Воронежа от 19.02. 2020 года Чайковскому М.В. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года по иску Чайковского М.В. к Государственному казенному учреждению Воронежской области « Центр занятости населения города Воронежа» о признании его безработным, взыскания пособия по безработице, компенсации морального вреда, по новым обстоятельствам. ( л.д. 193-195)

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16.06. 2020 года определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 19.02. 2020 года отменено. Разрешен вопрос по существу. Удовлетворено заявление Чайковского М.В. о пересмотре решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03. 2017 года по новым обстоятельствам. Отменено решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31 марта 2017 года, дело направлено в Коминтерновский районный суд г. Воронежа для рассмотрения по существу. ( л.д. 260-268)

Истец Чайковский М.В., представитель ответчика о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

          Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

         Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы

гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его

заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).

Как усматривается из материалов гражданского дела, в ноябре 2015 года истец обратился в государственное казенное учреждение «Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа» со 2.11. 2015 года был поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.

28.04.2016 года истец был проинформирован государственным казенным учреждение «Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа» о его постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Истец так же был проинформирован о порядке принятия решения о признания его безработным. ( л.д. 7-9)

Истец не был признан безработным по причине подачи им неполного комплекта документов. Заявителем были представлены только паспорт и трудовая книжка, диплом об образовании представлен не был.

В феврале 2016 года после очередного обращения истца в орган службы занятости за содействие в поиске подходящей работы за содействием в поиске подходящей работы и представления им необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, он был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней признан безработным.

8.10. 2019 года принято Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 31-П « По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2

статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского», согласно которого оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника образования того или иного уровня и (или) определенной квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей. Исходя из этого непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости функций по содействию таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им установленных законом мер социальной поддержки в период безработицы. При этом, рассматривая вопрос о признании безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении данного лица правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие у него документов, удостоверяющих его квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

            Таким образом, взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования отношений в сфере социальной защиты от безработицы - не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней, только на том основании, что указанными лицами не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию, наличие и содержание которых не влияет ни на оценку предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни на размер пособия по безработице.

             К тому же в пункте 3 названной статьи перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающим образом и не включает в себя граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документы, удостоверяющие их квалификацию. В противном случае для ищущих работу граждан из числа лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, создавались бы искусственные препятствия для признания их безработными и реализации ими прав, гарантированных законом безработным гражданам в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы (в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице), чем нарушалось бы право

граждан на защиту от безработицы, закрепленное статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию.

Конституционно-правовой смысл положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правоприменительные решения по делу гражданина Чайковского Михаила Викторовича, основанные на положениях абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.2019 №31 -П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского» выявило иное конституционно- правовое истолкование данных нормативных положений, примененных судом в настоящем деле, согласно которому взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлены документы, удостоверяющие их квалификацию.

Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо документа, удостоверяющего его квалификацию, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Чайковского М.В. в части признания его безработным в период со 2.11.2015 года по 11.03. 2016 года, связи с чем на ответчика следует возложить обязанность поставить истца на регистрационный учет в качестве безработного.

Истцом был представлен письменный расчет, пособия по безработице за 5 месяцев, с которым согласился ответчик, возражений не представил, расчет проверен и принят судом в качестве письменного доказательства в соответствии со ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Размер пособия по безработице рассчитывается за 5 месяцев исходя из минимального размера пособия по безработице 850 руб и за период со 2.11. 2015 года по 11.03. 2016 года составляет 4 250руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В процессе рассмотрения дела судом установлено нарушение личных неимущественных прав Чайковского В.М. необоснованным отказом в признании его безработным.

Для определения размера компенсации морального вреда, судом учитывается вина ответчика, фактические обстоятельства дела при которых был причинен моральный вред, исходя из требований разумности, суд считает возможным взыскать 3 000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом 30.01. 2017 года по чек ордеру была оплачена госпошлина в размере 450 руб, которая полежит взысканию с ответчика.

                                          Руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чайковского Михаила Викторовича к государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» удовлетворить.

Обязать государственное казенное учреждение Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» признать Чайковского Михаила Викторовича безработным со 2.11. 2015 года по 11.03. 2016 года, с постановкой на регистрационный учет в качестве безработного.

Взыскать с государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения г. Воронежа» в пользу Чайковского Михаила Викторовича пособие по безработице за период с 2.11. 2015 года по 11.03.2016года в размере 4 250 руб, компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб, судебные расходы 450 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.

      Судья                                     А.В. Колычева

1версия для печати

2-3604/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чайковский Михаил Викторович
Ответчики
ГКУ "Центр занятости населения г. Воронежа"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Колычева А.В.
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее