Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-949/2017 ~ М-689/2017 от 28.02.2017

Дело № 2-949/17

Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2017 года

(с учетом выходных дней)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2017 года         город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи                    Гедымы О.М.,

при секретаре                            Пакшиной И.А.,

с участием истца                            Вологдиной Т.В.,

представителя ответчика                        Воробьевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вологдиной Т.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о возложении обязанности произвести индексацию и перерасчет размера пенсии, утверждении статуса неработающего пенсионера, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Вологдина Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска) о возложении обязанности произвести индексацию и перерасчет размера пенсии, утверждении статуса неработающего пенсионера, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является приемным родителем несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 на основании договоров, заключенных с Комитетом по образованию города Мурманска, в соответствии с которыми она получает вознаграждение за опеку над несовершеннолетними детьми. Кроме того, она является пенсионером и получает страховую пенсию по старости, однако, начиная с 01 февраля 2016 года, ее пенсия ответчиком не была проиндексирована.

Указывая на решение мирового судьи от 28 ноября 2013 года по гражданскому делу , которым она признана неработающим пенсионером, просит утвердить ее статус неработающего лица со всеми положенными выплатами, льготами, индексациями; обязать ответчика произвести индексацию и перерасчет ее пенсии с 01 февраля 2016 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Истец Вологдина Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Сообщила, что не является работающим пенсионером, органы опеки и попечительства не являются ее работодателем. Правовой статус приемных родителей совпадает с правовым статусом попечителей, кроме того, приемные родители получают вознаграждение, которое, по сути, является мерой государственной поддержки. Поэтому уплата органами опеки и попечительства страховых взносов в отношении истца не означает, что истец является работающим пенсионером. Кроме того, указала, что действиями ответчика ей причинен моральный вред в виде ухудшения состояния здоровья <данные изъяты>, также она вынуждена защищать свои права в судебном порядке, в связи с чем перенесла дополнительные волнения, считает, что ответчик обязан компенсировать ей моральный вред.

Представитель ответчика Воробьева С.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила отзыв, в котором указала, что 14 июня 2010 года истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Вологдина Т.В. осуществляет опеку над несовершеннолетними ФИО1 на основании договора о приемной семье от 28 декабря 2006 года, и над ФИО2 на основании договора о приемной семье от 12 мая 2010 года. Данные договоры, заключенные в соответствии со статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривают выплату вознаграждения приемным родителям и относятся к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также указанное вознаграждение является объектом налогообложения в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются в страховой стаж данным гражданам как периоды работы. Таким образом, поскольку за Вологдину Т.В. перечислялись страховые взносы, то она получала вознаграждение по договорам, значит, относится к категории работающих лиц. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период, когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размерах, исчисленных в соответствии с законом без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Таким образом, приемный родитель относится к категории работающих, следовательно, не имеет права на индексацию пенсии. Также указывает, что приведенное истцом решение мирового судьи вынесено по делу о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно и касается только оплаты проезда, не распространяя свое действие на другие правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела , материалы пенсионного дела в отношении Вологдиной Т.В., суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

На основании требований частей 1, 2, 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями), пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемой на день его установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Как следует из статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы Семейного кодекса Российской Федерации об опеке и попечительстве (глава 20). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

При этом, из данных положений (пункт 2 статьи 153.1) усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки – это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

Статьей 1 Закона Мурманской области от 10 января 1999 года № 126-01-ЗМО «О размере вознаграждения приемным родителям и льготах, предоставляемых приемной семье» установлено, что приемные родители – это опекуны или попечители, исполняющие свои обязанности на возмездных условиях по договору о приемной семье.

При этом в соответствии со статьей 2 указанного закона (в редакции Закона Мурманской области от 20.06.2014 № 1757-01-ЗМО) орган опеки и попечительства, заключивший договор с приемными родителями (единственным приемным родителем) о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью производит совокупную ежемесячную выплату вознаграждения приемным родителям в размере 14400 рублей в месяц за воспитание каждого приемного ребенка. За воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденными заключением областной психолого-медико-педагогической комиссии, указанный размер вознаграждения увеличивается на пятьдесят процентов.

Размер совокупного ежемесячного вознаграждения приемным родителям подлежит индексации в порядке, предусмотренном законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год (абзац 4 пункта 1 статьи 2).

Законом Мурманской области от 13.12.2007 N 927-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа и муниципального района наделены полномочиями по назначению и выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, а также вознаграждения приемным родителям в порядке и размере, установленных законодательством Мурманской области.

Постановлением администрации города Мурманска от 19 июля 2012 года № 1682 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, а также вознаграждения приемным родителям» установлено, что выплата вознаграждения приемным родителям по заявлению заявителя предоставляется путем перечисления денежных средств на указанный в заявлении лицевой счет, открытый на имя заявителя в кредитной организации, ежемесячно в полном размере до десятого числа месяца следующего за истекшим месяцем (пункт 2.4.4).

В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным указанными законами видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы, что урегулировано статьей 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», предусматривающей, что в страховой стаж включаются (засчитываются): а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из изложенных норм законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате. При начислении и выплате вознаграждения приемному родителю Комитет по образованию администрации города Мурманска перечисляет страховые взносы и налоги, в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и Налоговым кодексом РФ.

Судом установлено, что решением комиссии по назначению пенсий при пенсионном отделе города Мурманска от 01 июня 2010 года Вологдиной Т.В. назначена пенсия по старости с14 июня 2010 года.

На основании заключенных с Комитетом по образованию администрации города Мурманска договоров о приемной семье от 12 мая 2010 года , от 24 апреля 2013 года Вологдиной Т.В. и ФИО3 передана на воспитание несовершеннолетняя ФИО2; на основании договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 28 декабря 2006 года, от 12 декабря 2007 года Вологдиной Т.В. и ФИО3 передана на воспитание несовершеннолетняя ФИО1 Указанные договоры предусматривают выплату приемным родителям вознаграждения (оплаты труда) в соответствии с Законом Мурманской области от 10 января 1999 года № 126-01-ЗМО «О размере вознаграждения приемным родителям и льготах, предоставляемых приемной семье» (л.д. 23-29, 31-36).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам (часть 1 статьи 5). Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи (часть 3 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 6 данного закона с 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4 558 рублям 93 копейкам.

При этом статьей 7 указанного закона установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица Вологдиной Т.В., страхователем – Комитетом по образованию администрации города Мурманска за 2015 год за Вологдину Т.В. перечислена сумма страховых взносов на страховую часть пенсии с указанием работы в расчетный период на основании договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, а также объяснениями сторон, данными ими в судебном заседании.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что на 01 февраля 2016 года она являлась неработающим пенсионером.

Таким образом, истец является пенсионером, осуществляющим деятельность, период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с исполнением своих обязанностей на возмездных условиях по договору о приемной семье, следовательно, оснований для перерасчета и индексации пенсии истца с 01 февраля 2016 года не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.

Довод истца о том, что решением мирового судьи от 28 ноября 2013 года по гражданскому делу Вологдина Т.В. признана неработающим пенсионером, суд находит несостоятельным, так как в резолютивной части данного решения суда постановлено отказать пенсионному органу в удовлетворении иска к Вологдиной Т.В. о взыскании неправомерно полученных сумм; указанным судебным актом разрешен спор между сторонами, касающийся оплаты проезда к месту отдыха и обратно, не распространяя свое действие на другие правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан. Таким образом, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.

Требование истца об утверждении статуса неработающего пенсионера также удовлетворению не подлежит, поскольку истец не лишена возможности трудоустроиться в будущем. Кроме того, утверждение статуса неработающего лица со всеми положенными выплатами, льготами, индексациями также не относится к компетенции суда, установленной законодательством о судебной системе и судах общей юрисдикции, а также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Также не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, так как данное требование является производным от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.

Кроме того, как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

С учетом изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вологдиной Т.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о возложении обязанности произвести индексацию и перерасчет размера пенсии, начиная с 01 февраля 2016 года, утверждении статуса неработающего пенсионера, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                О.М. Гедыма

2-949/2017 ~ М-689/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вологдина Татьяна Викторовна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда в ЛАО г. Мурмаанска
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Гедыма Ольга Михайловна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
28.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2017Передача материалов судье
03.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017Дело оформлено
09.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее