Дело № 2-2932/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Лымарева В.И.
при секретаре Венейчук А.П.,
с участием истца Федорова В.А.,
21 августа 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова Владимира Алексеевича к Администрации Волгограда, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Федоров В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату.
В обосновании иска указано, что Федоров В.А. является собственником незавершенного строительством жилого объекта недвижимого имущества по адресу г. Волгоград, ул. <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 795 кв.м., который Администрация Волгограда постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказалась предоставлять истцу в собственность за плату, поскольку земельный участок расположен на территории общего пользования, что, по мнению истца, является незаконным и явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Федоров В.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Волгограда, представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку ответчики извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.
При проведении подготовки к рассмотрению дела представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской по доверенности Вещевалова Н.Н. заявленные истцом требования не признала, суду представила отзыв на исковое заявление, согласно которого, по мнению ответчика, что земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность, поскольку расположенный на нем объект недвижимого имущества является незавершенным строительством объектом.
Третье лицо Полоскова Л.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Выслушав истца Федорова В.А., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.
Поскольку объект незавершенного строительства, является объектом недвижимого имущества, в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК Российской Федерации собственник такого имущества вправе приобрести соответствующий земельный участок в собственность.
Согласно ст. 13 ГК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы гражданина или юридического лица.
Как следует из положений ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу частей 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствие с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Случаи запрета в приватизации земельных участков предусмотрены в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пункте 5 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункте 8 статьи 27, пункте 12, а также пункте 8 статьи 27, пункте 12 статьи 85 и пункте 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Исключительный характер права на выкуп земельного участка или взятие его в аренду означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию или на аренду земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Исходя из приведенных выше норм права, следует, что если земельный участок не ограничен в обороте, право выбора - приобрести земельный участок в собственность или владеть им на правах аренды принадлежит собственнику объекта недвижимости, а не исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами общего пользования.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 указанного Кодекса).
При таких обстоятельствах, территории общего пользования могут включаться в различные территориальные зоны, в том числе жилые, но предназначенные для пользования неограниченного круга лиц.
В то же время, сами по себе жилые зоны включают зоны различного вида застройки (индивидуальными жилыми домами, малоэтажными, среднеэтажными жилыми домами и т.д.) и предназначены для размещения объектов, предназначенных непосредственно для проживания граждан или связанных с их проживанием.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № Полосковой Л.С. предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок учетный номер № площадью 795 кв.м. по <адрес> в Красноармейском районе г. Волгограда для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 26-27).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, спорный земельный участок сформирован, его границы определены, участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 68-70). Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
23 июля 2007 года между Администрацией Волгограда и Полосковой Л.С. заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер № по <адрес> (л.д. 37-47), согласно которого земельный участок предоставлен в аренду Полосковой Л.С. из земель населенных пунктов сроком на 10 лет для строительства индивидуального жилого дома.
22 мая 2009г. между Полосковой Л.С. и Федоровым В.А. заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства жилого назначения площадью 151,9 кв.м. по адресу г. Волгоград, ул. <адрес> (л.д. 8-11).
Указанный договор прошел государственную регистрацию, право собственности Федорова В.А. на приобретенный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ под №
22 сентября 2011г. Федоров В.А. обратился в Администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении ему за плату земельного участка площадью 795 кв.м. по <адрес>.
Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6) Федорову В.А. отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 795 кв.м. по <адрес> в связи с наличием запрета приватизации как земельного участка, расположенного на территории общего пользования.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что спорный земельный участок занят элементами инфраструктуры или объектами общего пользования. Напротив, земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Поскольку в настоящее время границы испрашиваемого в собственность земельного участка сформированы, ему присвоен кадастровый номер, определена площадь земельного участка, занятая объектом незавершенного строительства жилого помещения, принадлежащего истцу, суд, с учетом положений Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п. 12 ст. 85 ЗК РФ, приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом постановление администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем, является незаконным.
Кроме того, поскольку спорный объект незавершенного строительства является объектом недвижимого имущества (ст. 130 ГК Российской Федерации) в соответствии с положениями п. 1 ст. 36 ЗК Российской Федерации истец как собственник такого имущества вправе приобрести спорный земельный участок в собственность.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области» органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, определено министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, учитывая что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), суд находит требования истца об обязании Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области передать в собственность за плату Федорову В.А. земельный участок площадью 795 кв.м. кадастровый номер 34:34:080087:0165 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Федорова Владимира Алексеевича к Администрации Волгограда, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Волгограда в предоставлении Федорову Владимиру Алексеевичу в собственность за плату земельного участка кадастровый номер № по адресу г. Волгоград, <адрес>
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области передать в собственность за плату Федорову Владимиру Алексеевичу земельный участок площадью 795 кв.м. кадастровый номер № по адресу г. Волгоград, ул. <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое решение подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий В.И. Лымарев
Мотивированное решение суда изготовлено 21 августа 2012г.
Председательствующий В.И. Лымарев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>в