Дело № 2-1109/2017
Поступило в суд 18.04.2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 г. г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Карповой Л.В.
при секретаре Медведевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Ю. А. к Карасёвой А.К., Карасеву П. А. о признании сделки недействительной,
установил:
Карасева Ю.А. обратилась в суд с иском к Карасёвой А.К., Карасеву П.А. о признании сделки недействительной.
В обоснование своих исковых требований указала, что между ней и Карасевым П.А. 15 января 2016 г. был расторгнут брак. Во время брака ими совместно было приобретено следующее имущество: земельный участок площадью 1348,0 кв.м с кадастровым номером № квартира общей площадью 23,6 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Кроме того, на принадлежащем бывшим супругам земельном участке были возведены дополнительные строения в виде гаража (2-й этаж жилой), бани и иные хозяйственные постройки. 08 мая 2009 г. без ее согласия Карасев П.А. заключил с Карасёвой А.К. сделку по продаже ей указанных земельного участка и квартиры. Она не знала о намерении ответчика заключить договор купли-продажи. Свое согласие на заключение договора она не давала. Она узнала о продаже земельного участка и квартиры 07 ноября 2016 г. при обращении в Росреестр за выписками из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также из информации на сайте Искитимского районного суда Новосибирской области.
По указанным основаниям истец просит признать недействительной сделку Карасева П.А. с Карасёвой А.К. по продаже ей земельного участка с кадастровым номером № и квартиры, расположенных по адресу: <адрес>, и применить полную двухстороннюю реституцию в качестве последствия недействительности данного договора, а также взыскать с ответчиков солидарно уплаченную государственную пошлину в размере 400 рублей.
В судебном заседании истец Карасева Ю.А. и её представитель Сидорова О.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик Карасёва А.К. в судебном заседании исковые требования признала.
Ответчик Карасев П.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Поддержал письменные возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как Карасева Ю.А. оформляла нотариальное согласие на продажу оспариваемого имущества. Так как сделка имела место в 2009г., он заявляет о применении срока исковой давности.
Третье лицо М.И., привлеченный к участию в деле, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица М.И. – Ковалевская Н.И. заявила о применении срока исковой давности по требованию истца.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Карасева Ю.А. и ответчик Карасев П.А. состояли в зарегистрированном браке с 1994 года, что подтверждается объяснениями истца в судебном заседании и не оспаривается ответчиками.
Брак между ними прекращен 03.12.2015 г. на основании решения мирового судьи 4-го судебного участка судебного района г. Бердска Новосибирской области от 02 ноября 2015 года (л.д. 4).
В период брака на основании договора №17211 передачи квартир (домов) в собственность граждан от 05.11.2003г. Карасевым П.А. была приобретена квартира общей площадью 23,6 кв.м по адресу: <адрес>л.д.111).
Распоряжением от 12.12.2005г. №4222-р Главы администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области Карасеву П.А. предоставлен земельный участок общей площадью 1348 кв.м в собственность за плату для эксплуатации квартиры в жилом доме с приусадебным участком по адресу: <адрес> (л.д.152).
В период брака Карасевой Ю.А. и Карасева П.А. 08 мая 2009 г. между ответчиками Карасевым П.А. (продавцом) и Карасёвой А.К. (покупателем) был заключен договор купли-продажи квартиры и земельного участка, по которому продавец обязуется передать, а покупатель обязуется принять в собственность и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора принадлежащие на праве собственности продавцу квартиру общей площадью 23,6 кв.м, жилой площадью 10,1 кв.м. и земельный участок площадью 1348 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.161).
Истец просит признать указанную сделку недействительной по тому основанию, что своего согласия на продажу указанных объектов недвижимости она не давала, о сделке не знала, узнала о сделке 07.11.2016г.
Ответчиком Карасевым П.А. и представителем третьего лица М.И. – Ковалевской Н.И. заявлено о пропуске срока исковой давности.
В силу ст. 195 ГК РФ, защита нарушенного права допускается только в пределах срока исковой давности.
Исковая давность, как предусмотрено ст. 199 ГК РФ, применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, и является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Согласно ч. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Судом установлено и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, что о совершенной сделке купли-продаже спорных квартиры и земельного участка от 08 мая 2009 года истец узнала в день совершения сделки, поскольку истцом Карасевой Ю.А. 07 мая 2009 года было подписано удостоверенное нотариусом согласие на продажу супругом Карасевым П.А. приобретенных в совместном браке квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, за цену и на условиях по его усмотрению (л.д. 162).
Из показаний нотариуса Свидетель № 1, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что 07.05.2009г. она оформляла нотариальное согласие Карасевой Ю.А. на продажу супругом Карасевым П.А. квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>. При этом она, как всегда, выяснила волеизъявление Карасевой Ю.А. на совершение нотариального действия, разъяснила смысл и последствия совершения нотариального действия. Текст документа был прочитан клиентом в ее присутствии, а также просчитан ею, о чем сделана отметка в удостоверительной надписи на документе. Согласие Карасева Ю.А. получила лично и расписалась в реестре для регистрации нотариальных действий.
При обозрении в судебном заседании реестра для регистрации нотариальных действий Карасева Ю.А. пояснила, что подпись в реестре ее.
Право собственности ответчика Карасёвой А.К. на квартиру и земельный участок по адресу: <адрес>, зарегистрировано 05 июня 2009 года (л.д. 5.6).
Исходя из обстоятельств дела, с учетом требования ст. 219 ГК РФ, исполнение оспариваемого договора купли-продажи недвижимого имущества началось с момента регистрации перехода права собственности на такое имущество к покупателю, то есть с 05 июня 2009 года.
Вместе с тем, исковое заявление подано в Бердский городской суд 18 апреля 2017 года, то есть по истечении 7 лет со дня начала исполнения сделки, следовательно, срок исковой давности по исковым требованиям Карасевой Ю.А. истек, что является самостоятельным основанием для отказа в иске Карасевой Ю.А.
Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено.
Доводы истца о том, что об оспариваемой сделке она узнала 07.11.2016г., не нашли подтверждения в судебном заседании.
Также не нашли подтверждения в судебном заседании объяснения ответчика Карасёвой А.К. о том, что Карасева Ю.А. не знала о сделке, а узнала от нее в августе 2016г.
Указанные объяснения ответчика Карасёвой А.К. опровергаются нотариально удостоверенным согласием Карасевой Ю.А. на продажу ее супругом Карасевым П.А. квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, за цену и на условиях по его усмотрению. Указанное согласие дано Карасевой Ю.А. 07.05.2009г., накануне оспариваемой сделки.
Также указанные объяснения ответчика Карасёвой А.К. опровергаются изложенными выше показаниями свидетеля Свидетель № 1
Более того, Карасёва А.К. в судебном заседании сама пояснила, что она не спрашивала у Карасевой Ю.А., знает ли та о сделке, а сын Карасев П.А. говорил ей, что Карасева Ю.А. согласна на продажу квартиры и земельного участка.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Карасевой Ю.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Карасевой Ю. А. к Карасёвой А.К., Карасеву П. А. о признании сделки недействительной отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Председательствующий Л.В. Карпова
Мотивированное решение составлено 03.11.2017г.