дело № 2а-1466/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 15 октября 2018 г.
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселёвой Т.В.,
при секретаре Домахиной И.В.,
с участием административного истца Кулиной А.Ю.,
представителя административного ответчика Горячёвой Н.А.,
представителя заинтересованного лица Герасимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулиной Анастасии Юрьевны к администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным постановления от 4 июля 2018 г. № 2231 «Об отказе в выдаче разрешения на строительство», отмене данного постановления,
установил:
Кулина А.Ю. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование заявленного требования указала, что постановлением администрации Боровичского муниципального района (далее – администрация) № 2231 от 4 июля 2018 г. ей отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1586 кв.м., расположенном по адресу: Новгородская область, Боровичский район, д<адрес> по тем основаниям, что данный участок расположен в санитарно-защитной зоне. Полагает данное постановление незаконным, нарушающим её права и законные интересы, ущемляющие права на владение и распоряжение вышеуказанным земельным участком ввиду следующего.
Земельный участок, расположенный по указанному адресу, принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 8 декабря 2009 г. На данном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности ветхий жилой дом площадью 27,7 кв.м. В связи с непригодностью жилого дома для проживания ею было принято решение о строительстве нового жилого дома. Участок относится к землям населенных пунктов, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.
Ответчик в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке ссылается, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. Однако на данном участке уже расположен принадлежащий истцу жилой дом и Кулина А.Ю. несёт бремя по его содержанию. В случае, если истец не будет содержать жилой дом в надлежащем состоянии, она будет нести как административную, так и гражданско-правовую ответственность.
Просит суд обязать администрацию Боровичского муниципального района восстановить допущенное нарушение её права, отменить постановление администрации № 2231 от 4 июля 2018 г. «Об отказе в выдаче разрешения на строительство».
В судебном заседании административный истец Кулина А.Ю. административный иск поддержала по основаниям, изложенным ею в административном исковом заявлении
Административный ответчик – представитель администрации Боровичского муниципального района Горячёва Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Кулиной А.Ю. было отказано, поскольку земельный участок, ей принадлежащий, находится в санитарно-защитной зоне предприятия, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ёгольского сельского поселения не допускается строительство жилых домов в указанной зоне.
Административный ответчик – заместитель главы администрации Боровичского муниципального района Ткачук В.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – представитель администрации Егольского сельского поселения Герасимова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска Кулиной А.Ю., поддержала позицию представителя администрации Боровичского муниципального района.
Заслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью первой ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом из материалов дела установлено, что административному истцу Кулиной А.Ю. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1586 кв.м., вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: Новгородская область, Боровичский район, <адрес>, на земельном участке расположено здание – жилой дом, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10, 11).
Постановлением администрации Боровичского муниципального района № 1922 от 14 июня 2018 г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» был утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
29 июня 2018 г. Кулина А.Ю. обратилась в администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, приложив к нему градостроительный план и схему планировочной организации земельного участка.
Постановлением администрации Боровичского муниципального района № 2231 от 4 июля 2018 г. «Об отказе в выдаче разрешения на строительство» Кулиной А.Ю. отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Боровичский район, <адрес>, по основанию – несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка - участок расположен в санитарно-защитной зоне (л.д. 13).
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу п.20 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализация иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания; при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила.
В силу ч.3 ст.34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Согласно п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.
Пунктом 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что граница санитарно-защитной зоны на графических материалах за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.
Согласно ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Таким образом, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон и их размеров определено требованиями СанПиН, градостроительного кодекса Российской Федерации и является обязательным.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утверждённых решением Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от 3 сентября 2009 г., с изменениями, внесёнными и утверждёнными решением Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от 13 ноября 2013 г. № 138, от 7 ноября 2017 г. № 91, земельный участок Кулиной А.Ю. входит в санитарно-защитную зону, где не предполагается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома. Указанные сведения содержатся в карте градостроительного зонирования Ёгольского сельского поселения в части территории населённого пункта д.Ёгла Правил землепользования и застройки Ёгольского сельского поселения.
В разделе 5 градостроительного плана земельного участка Кулиной А.Ю. указано, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 1586 кв.м.
Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В градостроительном плане земельного участка Кулиной А.Ю. содержатся аналогичные положения, запрещающие размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом планируется строительство индивидуального жилого дома на земельном участке в границах санитарно-защитной зоны, что противоречит требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, а также градостроительному плану земельного участка.
Учитывая изложенное, действия администрации Боровичского муниципального района по отказу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома соответствовали требованиям действующего законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.173-180, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кулиной Анастасии Юрьевны к администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным постановления от 4 июля 2018 г. № 2231 «Об отказе в выдаче разрешения на строительство», отмене данного постановления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2018 г.
Судья Т.В.Киселёва