Петрозаводский городской суд Дело № 12-924/2018-8
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2018 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу ООО «Петрозаводская нефтебаза» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2018/116 от 15.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Петрозаводская нефтебаза» (далее – ООО «Петрозаводская нефтебаза», Общество, привлекаемое лицо), юридический адрес: <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2018/116 от 15 ноября 2018 года ООО «Петрозаводская нефтебаза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ООО «Петрозаводская нефтебаза» с вынесенным постановлением не согласно, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая, что Общество не допускает негативного воздействия на окружающую среду, на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.08.2017 №10-010401006-О-РСБХ-Т-2017-00904/00 Общество осуществляет выпуск сточных вод, поступающих с территории предприятия, в которых содержание загрязняющих веществ не превышает их предельно-допустимую концентрацию, что подтверждается протоколом результатов химического анализа воды от 15.11.2018, согласно которому предельно-допустимая концентрация вредных веществ по показателю фосфат-ион не превышает 0,005 мг/дм3, выброс веществ мог быть с любой прибрежной территории, расположенной в непосредственной близости к точке отбора проб.
В судебном заседании представитель ООО «Петрозаводская нефтебаза» Кирпу Ю.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Должностное лицо – старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громова М.Д. в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснила, что во исполнение обязанности предоставления ежеквартальной отчетности о выполнении условий использования водного объекта, установленной Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, Обществом был представлен протокол результатов количественного химического анализа воды №1527.18.01(В) от 20.09.2018, при рассмотрении которого было выявлено административное правонарушение, отчет по форме 3.3 раздела 3 Приложения к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, не предоставлялся, соответствующих расчетов административный орган при выявлении административного правонарушения не производил, выводы об административном правонарушении основаны непосредственно на представленном протоколе результатов количественного химического анализа воды №1527.18.01 (В) от 20.09.2018.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доводы жалобы, проверив дело, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, учитывая то, что жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок.
Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству (ст. 22 Федерального закона «О животном мире»).
Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов, среди прочих, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно подп. «а» п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
В соответствии с подп. «г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе, являются предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, которые составляют по фосфат-иону 0,05 мг/л.
Решением Невско-ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 28.08.2017 № 10-01.04.01.006-О-PCБX-Т-2017-00904/00 (далее – Решение) ООО «Петрозаводская нефтебаза» предоставлен в пользовании объект – Онежское озеро, в целях осуществления сброса сточных вод в м.Выгойнаволок (Нефтебаза). Решением на Общество возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК вредных веществ в водном объекте.
Из постановления от 15.11.2018 и протокола об административном правонарушении от 31.10.2018 следует, что 17.10.2018 года в 09 часов в нарушение условий Решения, требований установленных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее – Приказ), ООО «Петрозаводская нефтебаза» допустило превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в озеро Онежское (географические координаты выпуска сточных вод: 61°44"27" С.Ш. 34°30"24" В.Д), согласно протоколу результатов количественного химического анализа воды от 20.09.2018 №1527.18.01 (В) по фосфат-иону в 2,6 раза. В соответствии с п.2.3.10 Решения максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по фосфатам не должно превышать – 0,05 мг/куб.дм. Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 установлены предельно-допустимые концентрации по фосфат-иону (РО4) – 0,05 мг/куб.дм. Содержание фосфат-ионов в сточных водах Общества составляет – 0,13 мг/куб.дм.
Согласно подп. 5 и 15 п. 2.3 Решения на Общество возложена обязанность по ведению регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского БВУ и в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205, ежеквартальному представлению в Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского БВУ отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, на который имеется ссылка в Решении, утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периодичность, место отбора проб сточных вод определяется Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
В деле имеется согласованная с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. В данном документе указаны следующие точки отбора проб: Т.1 - акватория Онежского озера, в районе оголовка водозаборных сооружений; Т.2 – акватория Онежского озера, 500 м на северо-восток от выпуска сточных вод; Т.3 – акватория Онежского озера, между волноломом №2 и молом (на равном удалении).
В акте отбора проб воды от 10.09.2018 указаны точки отбора проб – место сброса сточных вод с координатами 61°44"27" С.Ш. 34°30"24" В.Д.
Согласно п.п. 1-4 Порядка, формы 3.3 раздела 3 Приложения к Порядку при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Вместе с тем, соответствующих расчетов административный орган при выявлении административного правонарушения не производил, его выводы основаны непосредственно на протоколе анализа сточных вод.
Законодательство об административных правонарушениях не предполагает произвольного порядка выявления административных правонарушений. Между тем, в постановлении по делу и протоколе об административном правонарушении не указан вид контрольного мероприятия, посредством которого выявлено событие вменяемого Обществу правонарушения. Согласно пояснениям должностного лица правонарушение выявлено вне рамок какой-либо административной процедуры. Это не соответствует требованиям п. 32 административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58, предусматривающего исчерпывающий перечень видов контрольных мероприятий, в рамках которых может осуществляться государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Учитывая изложенное, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания, нельзя признать доказанными. В связи с этим обжалуемое постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2018/116 от 15.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Петрозаводская нефтебаза», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А. Сааринен